Как заправлять кровать в лагере

Обновлено: 20.05.2024

Детям свойственно тревожиться перед поездкой в лагерь. Особенно если они едут туда впервые, после долгого перерыва или неудачного опыта. Волнение может быть связано и с новым местом: ребенок, уже побывав в одном лагере, не знает, что его ждет в другом.

Недостаток информации – один из основных поводов для тревоги. А потому первым делом следует вместе с ребенком посетить сайт лагеря, посмотреть фотографии, почитать отзывы. Если есть возможность, поговорить с детьми, которые уже там были, и их родителями.

«Если ребенок едет в лагерь впервые, заранее узнайте про распорядок дня и лагерные «фишки» – «огоньки», «зарницы» и прочее. Расскажите, сколько детей будет спать с ним в комнате, что туалет и душ – общие. Проговорите с детьми эти моменты, потому что, как показывает практика, именно такие бытовые нюансы и выбивают неподготовленного ребенка из колеи. Он-то думал, что будет один в комнате, сможет спать до обеда и ложиться когда вздумается – ведь лето, каникулы!» – объяснила Марина Терешкова, вожатая с многолетним стажем.

По ее словам, очень важно, чтобы ребенок хорошо себе представлял, куда и зачем он едет. Это знание поможет быстрее адаптироваться.

2 Устроить пробную ночевку


По мнению вожатой, стоит обязательно убедиться в том, что ребенок умеет справляться с элементарными бытовыми ситуациями: заправлять кровать, складывать вещи на свои места, стирать. Эти навыки ему пригодятся в летнем лагере.

«Если ребенок еще никогда не ночевал вне дома, будет очень полезным устроить ему пробную ночевку – например, у его друзей или у ваших. Разумеется, без тотального родительского контроля! Важно, чтобы ребенок понял, каково это – быть вдали от взрослых, самостоятельно ложиться спать», – посоветовала Марина Терешкова.

И объяснила, что знает по опыту: у многих детей в лагере возникают трудности именно со сном. Они никогда не проводили ночь вне дома и без родителей, им психологически трудно сразу «перестроиться».

3 Дать время на адаптацию


Родителям стоит заранее подготовиться к тому, что ребенок в лагере будет проходить этап адаптации. Ему нужно время, чтобы познакомиться с местом, его правилами, другими детьми, занять свое место среди них. На этот процесс в среднем потребуется от трех до семи дней.

«Многие родители считают, что на скорость адаптации влияет опыт вожатых, инфраструктура лагеря, его программа и даже престижность. На самом деле, этот процесс зависит от самого ребенка», – рассказала вожатая Марина Терешкова.

По ее наблюдениям, детям открытым, коммуникабельным, любознательным нужно один-два дня – и они уже «звезды» лагеря. Домашним, робким ребятам требуется как минимум пять-семь дней на то, чтобы привыкнуть к новой обстановке. Бывает, что все это время они звонят родителям, плачут, умоляют забрать их домой.

4 Родителям – успокоиться

Психолог Анастасия Воронкова предупреждает родителей: прежде всего нужно успокоиться им самим. Зачастую взрослые так боятся за свое чадо, так беспокоятся за него, что этим страхом «заражаются» и дети.

«Представьте, что мама несколько дней подряд твердила сыну: «Если что-то плохо будет – сразу же звони, сразу! Не жди – звони!». Конечно, он позвонит в первый же день пребывания в лагере, когда наверняка ему, как и всем остальным, будет некомфортно и непривычно», – объяснила психолог.

Она настоятельно рекомендует тревожным, сверхопекающим родителям взять себя в руки и не перекладывать свои страхи на ребенка, не настраивать его на то, что «все будет плохо», не драматизировать и главное – не контролировать каждый шаг ребенка.

По словам вожатой Марины Терешковой, гиперопекающие родители – проблема и детей, и администрации лагеря. Они слишком часто приезжают, постоянно звонят, отвлекая своих чад от интересных занятий.

«Прошлым летом одна мама каждый вечер звонила и спрашивала, помылся ли ее 11-летний сыночек, хорошо ли он покушал… Детей жалко, особенно подросткового возраста! Гиперопека делает их пребывание в лагере невыносимым. В конце концов, им становится даже стыдно за поведение родителей. Поэтому, когда взрослые меня спрашивают, как понять, готов ли их ребенок к первой поездке в лагерь, я всегда задаю встречный вопрос: «А вы-то сами готовы к этому?» – поделилась вожатая.

5 Если ребенок просит забрать его

Самый сложный период и для ребенка, и для его родителей – время адаптации в летнем лагере. По мнению специалистов, задача взрослых – «не прогнуться» по первому зову.

Она говорит, что сама очень переживала, плакала, пила валерьянку.

По словам психолога Анастасии Воронковой, не надо обещать детям, что родители заберут их домой по первой же просьбе. Не стоит говорить это ни заранее, находясь еще дома, ни когда ребенок уже в отряде. Иначе он просто займет выжидательную позицию, не будет включаться в жизнь лагеря.

Кроме того, в период адаптации психолог рекомендует свести общение с ребенком к минимуму.

Уборка детских комнат

12950218316409 m1m.jpg

«Подъем и уборка комнат!» с таких слов начинается каждый день в детском лагере. Детей в детском лагере много и у каждого из них свое собственное отношение к вопросу уборки и наведения чистоты в комнате и личных вещах. На отношение к уборке очень сильно влияют требования, которые предъявляются к ребенку в его семье. Чаще всего дети не воспринимают порядок в своих комнатах, как что-то естественное и необходимое для комфортной жизни. Причиной тому являются слишком строгие или слишком лояльные методы воспитания. В некоторых семьях родители решают проблему с уборкой путем найма специального человека, который приводит их дом в порядок, поэтому у ребенка нет необходимости следить за чистотой в своей комнате. К некоторым детям родители применяют слишком строгие требования, за невыполнение которых следуют наказания и штрафы. Такие дети, вырвавшись из-под родительского контроля, не желают наводить порядок в комнате, так как пропадают меры наказания, которые приняты у них дома.

Задача вожатого - научить ребенка относиться к порядку, как к необходимому условию комфортной жизни. Часто мне приходилось видеть, как вожатые достигали успехов в своей работе, и комнаты детей были убраны идеально. Мне захотелось узнать, какие методы были ими использованы для этого, и вот именно тогда я смог увидеть, когда цель не оправдывает средства. Три хрестоматийные истории свидетельствуют о том, что можно достичь кратковременного результата, но воспитательная долгосрочная работа будет провалена.

  • Вожатый: Почему ты не убрал свои вещи в шкаф и не привел постель в порядок?
  • Ребенок: Я не успел.
  • Вожатый: Если ты не успеешь убраться к проверке, меня накажет старший воспитатель.

После этих слов вожатый начинает приводить комнату ребенка в порядок, складывает вещи на полки в шкафу, ставит подушку «кораблем» и приводит в порядок личные вещи в тумбочке. Вожатый думает, что он показывает пример, в надежде, что завтра ребенок наведет порядок самостоятельно, но этого не происходит, и завтра ситуация повторится. Дети – великие манипуляторы взрослыми. Иногда качество уборки в детских комнатах влияет на премиальное вознаграждение вожатых и поэтому они всячески стараются заработать дополнительные деньги, жертвуя воспитанием ребенка.

  • Вожатый: Если ты не наведешь порядок в своей комнате за 15 минут, то останешься без посещения пляжа на сегодня и, может быть, на завтра.

Комната убрана, но у ребенка формируется неправильное отношение к уборке. Порядок становится для него лишь средством избежать наказания, но не входит в его жизнь, как что-то естественное и необходимое. Некоторые психологи советуют формировать положительные рефлексы (такие, как каждодневная уборка) у ребенка путем наказаний и ограничений, но воспитание – это нечто больше, чем комплекс рефлексов и ограничений.

  • Вожатый: Я не уйду из твоей комнаты, пока ты не уберешься в своей комнате.

Комната будет убрана, но на следующий день ребенок будет оттягивать уборку до тех пор, пока вожатый не придет и не встанет в проеме двери. Вожатый не хочет наказывать ребенка, но и не хочет убирать за него, поэтому выбирает простое созерцание того, что делает ребенок. Такое решение не способствует созданию комфортной обстановки.


Решение любой педагогической задачи, направленной на воспитание ребенка имеет определенную последовательность шагов:

  1. Создание дружелюбной и желательно игровой атмосферы, в которой участники процесса безоговорочно доверяют и уважают друг друга.
  2. Обозначение желаемого результата.
  3. Обоснование важности конечного результата.
  4. Закрепление полученного опыта.


Создание дружелюбной атмосферы.

Созданию дружелюбной атмосферы помогает игра. Можно каждый день награждать самую чистую комнату сладкими призами. Однажды я видел, как воспитатель собрала весь отряд детей в возрасте от 7 до 9 лет в одной комнате. В руках у воспитателя был «волшебный пакет» потерявшихся вещей, которые очень скучают по своим «квартиркам». Воспитатель вынимала одну вещь и спрашивала у детей, где квартирка этой вещи и дети должны были определить место в комнате, где должна храниться та или иная вещь. Все последующие дни, если ребенок плохо убирался в своей комнате, воспитатель лишь говорила, что вещи ребенка очень скучают по своим «квартиркам» и их нужно скорее вернуть домой к их «вещам - друзьям». Зачастую иносказательные, сказочное оживление бытовых вещей помогает создать ту необходимую дружелюбную атмосферу, которая необходима для достижения положительных результатов воспитательной работы.


Обозначение желаемого результата.

  • «Ты должен убирать свою комнату, так как это написано в правилах нашего детского лагеря»
  • «Мне кажется, в комнате истинной леди не может быть беспорядка в вещах» или
  • «Теперь мне придется задержать отряд, чтобы помочь тебе убраться в комнате»
  • «Мне кажется, в комнате истинной леди не может быть такого беспорядка, как у тебя»

Такие «мутанты» не возымеют достаточного эффекта и будут восприняты ребенком, как попытка манипуляции.


Обоснование важности конечного результата.


Закрепление полученного опыта.

  • «Теперь я доволен чистотой в комнате» или
  • «Наконец-то нам поставят пятерки за уборку»
  • «Ты потрудился на славу, чтобы навести такой идеальный порядок в своей комнате» или
  • «Ты заслуживаешь звание Мистер Чистота в нашем детском лагере»


Порядок в комнатах.

Начнем с самого начала - застилание кроватей.

Пока дети занимаются утренней гимнастикой, комнаты должны проветриваться, кровати тоже, для этого достаточно откинуть одеяло. Затем необходимо стряхнуть и хорошо натянуть простыню. Если в лагере имеются покрывала, тогда достаточно сложить одеяла и простыни (если нет пододеяльников) и накрыть покрывалом. Если в распоряжении детей только одеяла и простыни нужно познакомить детей с едиными требованиями и показать детям, каким способом следует сложить одеяло, простыню, поставить или положить подушку.

Дальше обратите внимание на полотенца, состояние шкафов, тумбочек, обуви.

Остатки пищи, мусор выбрасываются в мусорные баки.

После этого дети могут подмести комнату, вытереть пыль. Комната готова для проведения влажной уборки.

На протяжении дня дети должны минимум времени проводить в комнатах. Сидеть на кроватях не желательно, но для этого в комнатах должны быть стулья или другие предметы для сидения, иначе ваши требования будут невыполнимы.

Повторно уборка может делаться после дневного сна и по мере необходимости.

Единые педагогические требования

KS16406m.jpg

В разных детских лагерях в предъявлении ЕПД возможны различия. Так что нижеприведенное можно рассматривать лишь как возможный пример. Итак.

ЕДИНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ включают в себя.

  • Режимные моменты.
  • Организация “мойдодыра”.
  • Хозяйственные вопросы.
  • Санитарно-гигиенические требования..
  • Дежурство по территории и столовой.

Для примера рассмотрим некоторые из них.


Дежурство по столовой

Успех дежурства зависит от готовности к нему вожатого отряда. Вот требования, которые должны быть предъявлены ребятам, они помогут тебе в четкой организации дежурства. Предъявляя их, подчеркни ту мысль, что у нас в лагере самообслуживание, что от добросовестного выполнения каждым своих обязанностей зависит успех дежурства. Целесообразно разделить отряд на группы. Одни будут дежурить по территории, другие по столовой. Дети должны четко знать, кто в какой группе (возможно составление списков групп и вывешивание их на отрядном месте.

Санитарно – гигиенические требования к дежурным по столовой.

Вечером, перед дежурством, предупреди ребят, что они должны остричь ногти: если кто-то из них почувствует легкое недомогание, имеет гнойные заболевания или простудные – нужно обратиться к мед. работникам, т.к. таких ребят нельзя ставить дежурными по столовой.

Утром ребята тщательно умываются, причесываются, одевают рабочую форму одежды. Желательно, чтобы одежда не сковывала движения. Утром, перед дежурством, ребята проходят мед.осмотр который проводит дежурная мед.сестра в присутствии вожатого.

Каждый обязан перед накрытием на столы вымыть руки, надеть спец.одежду, тщательно убрать волосы под колпак или косынку. Хождение в спец. одежде за пределы столовой запрещено. Уборка столовой производится не в спец. одежде, а в рабочей форме.

Во избежание несчастных случаев ребята не должны работать с механизмами (хлеборезкой, посудомоечной машиной). Не должны работать непосредственно на кухне (чистить и мыть посуду), находиться в помещениях кухни (заходить за раздачу).

За 30 минут до приёма пищи дежурная группа детей с вожатым приходят накрывать в столовую. В обязанности дежурных по столовой входит:

  • одеть спецодежду (фартуки/рубашки и кепки),
  • разложить столовые приборы,
  • расставить чашки, разлить напиток,
  • расставить тарелки с хлебом;
  • расставить порционные тарелки.

Каждый ребенок в лагере после приема пищи убирает за собой посуду на мойку.

Дежурный вожатый по столовой должен знать:

  • количество ребят по отрядам.
  • план посадки ребят в зале.
  • количество больных детей, находящихся в изоляторе лагеря.
  • количество вожатых, стоящих на питании.


Требования к заправке кроватей.

  • Утром, после подъема, ребята приступают к заправке кроватей. Это требует определенных навыков. Первые дни вожатый должен объяснить и показать ребятам, как правильно заправлять кровати, а затем на протяжении нескольких дней контролировать правильность выполнения.
  • В первую очередь надо встряхнуть простыню, покрывающую матрац, а затем застелить ее так, чтобы на поверхности не оставалось морщин.
  • Вторую простынь аккуратно сложить и положить вдоль всей кровати.
  • Одеяло сворачивается пополам и укладывается по ширине всей кровати.
  • Все это накрывается покрывалом. Концы покрывала заправляются под матрац.
  • Подушка взбивается и аккуратно ставится “уголком” в изголовье кровати.
  • Многие дети кладут под матрац грязные носки, белье, сырые плавки, купальники и т.д. Это категорически запрещено. В тумбочках могут храниться только предметы личной гигиены, письменные принадлежности, личные предметы (в чистом виде).
  • Верхняя одежда храниться в шкафу на вешалке или в полиэтиленовом пакете.

Мини-лекция о правилах лагеря.

В первый день вожатые знакомят ребят с едиными педагогическими требованиями, звучать это, к примеру, может так.

Соблюдение этих правил поможет вам отдыхать весело и с пользой для здоровья. Они придуманы не просто так, а специально, для того, чтобы и Вы отдыхали, и Мы не уставали. Основные правила загородного оздоровительного лагеря:

  • соблюдение лагерного режима;
  • уважение чести и достоинства детского коллектива и персонала лагеря;
  • запрет на выход за территорию лагеря;
  • запрет приёма алкогольных напитков, наркотических веществ, курение (бывает иногда актуально для старшего отряда).

Это самые главные правила, за нарушение которых возможен вывоз ребенка из лагеря.

И ещё несколько вещей касающихся непосредственно лагеря:

  1. При встрече директора лагеря, говорите, пожалуйста, “Добрый день!”. Бывает, что человека за день вы видите несколько раз и отмалчиваться не нужно. Для разнообразия можно говорить хотя бы “Здравствуйте!”, в зависимости от времени суток. ( Но не здрасьтее. :) )
  2. Насчёт столовой. Расписание. В столовой запрещено кричать всякие вещи типа “всем-всем приятного аппетита ” или “спасибо нашим поварам, за то, что вкусно варят нам”. Когда вы заходите в клуб, запрещено стоять в очереди на лестнице. Лестницы должны быть пустыми, и всё равно каждый раз там наблюдается очередь. После еды посуду не оставляем, за собой убираем. Бывает так, что вы уже поели, а остальные ещё нет. Это не значит, что нужно срываться с места и выбегать сразу на улицу. Нужно подождать остальных. Возможен вариант сбора отряда у входа в клуб. Иначе, об отряде складывается нехорошее впечатление и просто некрасиво смотрится со стороны. Отряд должен быть всегда вместе!
  3. За то время, пока Вы будете находиться на территории лагеря, вам нужно будет сохранить мебель и всё остальное имущество лагеря в том виде, в котором оно сейчас находится. По хозяину судят о его доме.
  4. Если у вас, или у кого-то что-то случилось, нужно немедленно сообщить вожатым. Если вы хотите куда-то сходить, обязательно нужно предупредить вожатых. Если у вас что-то заболело, обязательно нужно сказать и т.д.
  5. Дальше, о комнатах. Сменная обувь. Кровати должны быть правильно заправлены. Если Вы первый раз в лагере и не знаете что такое “правильно”, срочно узнайте у тех, кто знает. Полы должны быть чистыми. Помните, что чисто не там где убирают, а там где не сорят. Убрать за собой, займет несколько минут. Тумбочки. Там тоже должен быть порядок. Еда не должна лежать вместе с вещами. Можно распределить по полкам. Продукты должны быть в пакете. И на кроватях, должны висеть 2 полотенца. Одно для ног, другое для лица.

Соблюдение этих простых правил – залог Вашего здорового отдыха в детском лагере!

«Забери меня, мама»: к чему готовиться родителям и детям перед первой поездкой в лагерь

Необходимо планировать поездку в лагерь и обсуждать её с сыном или дочерью: куда он/она хочет, какие есть программы и т.д.

Путешествие в лагерь впервые – это стресс для ребёнка или для родителя? О чём важно поговорить до, как правильно поддерживать связь с ребёнком и о чём необходимо помнить в первые дни смены, – на эти и другие актуальные вопросы ответила педагог-психолог Всероссийского детского центра «Орлёнок» Лилия Богочарова.

Каждый ли ребёнок испытывает стресс перед поездкой в лагерь?

В первую очередь, хочется сказать, что это нормальное ощущение. В данном случае стресс – это ожидание, что скоро всё вокруг изменится, рядом будут новые люди, незнакомая обстановка. Это закономерно: ребёнок едет в незнакомое учреждение и готовится жить по новым правилам.

Внутренняя тревога объяснима также страхом, что ожидания не совпадут с реальностью. Как правило, родители рассказывают только о приятных моментах, которые ждут ребёнка. Если покупка путёвки совершается без обсуждения, и родители сами выбирают тематику лагеря, – тогда это будет точно не то, что ждёт ребёнок. На этом фоне возникают трудности с адаптацией и во взаимодействии со сверстниками.

Поэтому первая помощь в борьбе со стрессом – планирование поездки в лагерь и обсуждение с сыном или дочерью куда он/она хочет, какие есть программы и т.д. Делать выбор необходимо, исходя из интересов ребёнка. Например, если он спортивный и активный, то нужно обратить внимание на спортивные отряды. А если ребёнок ещё не знает о своих возможностях и талантах, нужно посмотреть, где он проявляет активность (школа, окружение).

Что необходимо обсудить родителям с детьми перед отправлением?

В первую очередь, необходимо донести мысль, что лагерь – это большое детское учреждение и для того, чтобы нахождение в нём было комфортным для всех, необходимы правила, которые все должны соблюдать.

Зачастую сама необходимость жить по правилам, о которых дети узнают только по приезду, вызывает проблемы у ребят всех возрастов. Поэтому нужно изучить вместе с ребёнком Правила пребывания на официальном сайте Центра, познакомиться с инфраструктурой лагеря, в который едет ребёнок.

Таким образом, формируется готовность к пребыванию в лагере, к проживанию и взаимодействию здесь с другими ребятами.

На какие правила пребывания должен обратить внимание родитель, чтобы минимизировать проблемы, которые могут возникнуть по приезду?

Родителям нужно понимать, что в любом случае лагерь постарается скорректировать и минимизировать некомфортное состояние каждого ребёнка

Можно выделить несколько пунктов, на которых нужно заострить внимание.

Первое – это правила, которые действуют на территории Центра. Здесь вожатые это объясняют, но лучше внутренне подготовить ребёнка ещё дома. Чтобы подросток 16-ти лет, который приехал впервые на смену и узнал о правиле ходить строем, не столкнулся с внутренним барьером. Часто дети этого возраста ощущают себя уже взрослыми и тяжело воспринимают необходимость так передвигаться по территории, ещё и в паре. Тем более если раньше такого опыта не было, а заранее никто не предупредил и не объяснил.

Говоря о Правилах пребывания, можно привести пример с походом в гости – каждый понимает, что в чужом доме соблюдаются правила хозяев. Так и тут – в лагере есть общие законы, благодаря которым все живут мирно, дружно и с пользой.

Заправлять, конечно, больше приходится учить детей младшего школьного возраста в лагере «Солнышко». Тут, кстати, может возникнуть внутренний конфликт у ребёнка: если сверстник умеет заправлять кровать, а он нет – тогда у школьника может возникнуть ощущение, что он в чём-то хуже, дискомфорт и желание уехать домой. Поэтому научить заправлять кровать должен родитель ещё дома.

Помимо того, что ребёнок не готов к самообслуживанию, какие ещё трудности могут его ожидать?

Могут возникать проблемы во взаимодействии со сверстниками и с педагогами. Часто родители считают, что решение конфликта – это забрать ребёнка из отряда или в целом из «Орлёнка».

Родителей можно понять, ведь они несут ответственность за своего ребёнка, хотят ему благополучия и комфорта. Но если подростка забирают из лагеря при возникновении конфликта, у него формируется убеждение и модель поведения, что все трудные ситуации, которые будут с ним возникать, решит взрослый, а не он сам. В дальнейшем, когда произойдет подобная ситуация, ребёнок будет ожидать не рекомендации родителей по разрешению конфликта, а что его из этой ситуации заберут, и проблема так будет решена. Получается, что родители оказывают медвежью услугу.

Если вы переживаете за своего ребёнка, который находится в Центре, рекомендуем держать связь с администрацией лагеря и узнавать у них про проблемы адаптации и решению конфликта. Понятно, что все дети разные – есть ребята стеснительные, замкнутые и закрытые, которые не говорят вожатым если им некомфортно или терпят недоброжелательное отношение в свой адрес. Если родители об этом узнают, мы рекомендуем сообщать об этом в лагерь или напрямую в социально-психологическую службу «Орлёнка».

Родитель может заранее настроить ребёнка говорить в случае конфликтной ситуации?

Конечно, надо объяснять ребёнку, как важно преодолевать страхи. Многим взрослым известна фраза «Иди туда, где страшно». Она как раз учит тому, что, чтобы добиться успеха, необходимо преодолевать трудности.

Если ребёнок замкнутый в общении со сверстниками родителям нужно его направлять, давать рекомендации. Учить его не стесняться говорить со взрослыми о своих переживаниях и проблемах, объяснять, что это не означает признать свою слабость или поражение, а наоборот – это сильный шаг.

Часто бывает, что подростки не умеют самостоятельно договариваться, и из этого вытекают конфликты, ссоры, а, бывает, и драки. Чтобы до этого не доходило, взрослые должны решать проблему на своём уровне.

В первые дни заезда вожатые собирают информацию, знакомятся с ребёнком, узнают его активность, хобби, самостоятельные навыки

Подчёркиваю, что если ребёнок в самом начале смены хочет покинуть территорию Центра, то это нормально. Зачастую ожидания детей не совпадают с реальностью. Тем более, если у ребёнка тесная эмоциональная привязка к маме или к папе, и он впервые уезжает из дома, конечно, есть большая вероятность сложностей в адаптации.

У младших школьников адаптационный период может составить 5-6 дней. С этими детьми мы работаем в индивидуальном порядке и с их родителями, которые звонят и спрашивают, забирать или не забирать. Если тосковать начинает только после звонка мамы или папы, а в другое время активно включается в дела, проявляет себя, танцует, смеётся, то рекомендуем оставить. Ведь когда мама звонит один раз в день, и ребёнок слышит её голос, то от волнения и от того, что всё равно скучает, может и заплакать. Но это просто эмоциональная реакция, а не повод его забирать. В любом случае смотрим по ситуации.

Вы можете назвать частые ошибки родителей?

Также ошибка – заранее говорить ребёнку, что если ему не понравится в первые два дня – вы приедете и заберёте. Так родитель сразу «сеет зерно» к дальнейшей манипуляции – ребёнок говорит «мне здесь не нравится, я не хочу ни с кем знакомиться», он знает, что так он поедет домой, а значит не надо дружить и проявлять активность.

Если ребёнок живёт ожиданием, когда же его заберут, у него адаптация не проходит одновременно со всеми в отряде, так как он в пассивной позиции и не включается в общую деятельность. В его мыслях постоянно: «Зачем мне активничать, если я скоро домой?».

Надо говорить сыну или дочери: «Ты едешь на 21 день. Что бы там ни случилось, мы будем тебя поддерживать. Ты можешь звонить и рассказывать, что не нравится». Родителям нужно понимать, что в любом случае, исходя из запроса, лагерь постарается скорректировать и минимизировать некомфортное состояние каждого ребёнка.

Ещё одна распространённая ошибка – говорить «заберем тебя через 5 дней». Подросток не мотивирует себя, не проявляет, живёт ожиданием, когда же его заберут. Но проходит неделя, и родители сообщают, что оставляют его в лагере. Тогда начинается второй этап слёз и огорчений, а у других ребят из отряда эти эмоции прошли в первые 2-3 дня.

Чаще всего проблемы детей в лагере – это недоработка или неправильный настрой до. Многим детям всё нравится, они включены в деятельность, все педагоги учитывают их интересы и создают ситуации успеха. В первые дни проводятся мероприятия на сплочение и взаимодействие и, как правило, даже малоактивные ребята включаются.

А если ребёнок каждый год, по традиции, едет в лагерь, тут нужна подготовка?

В такой ситуации у школьника уже есть навыки общения с разным коллективом, ребёнок знаком с условиями проживания в лагере и с правилами – здесь нет необходимости подготовки. С такими детьми меньше проблем в адаптационном периоде. Психологи, работая с такими детьми, больше говорят про решение конфликтов, дают возможность выговориться, снять эмоциональное напряжение. Также затрагиваются вопросы отношений с родителями, профессионального определения, неуверенности в себе.

Ребята, которые приезжают не первый год, зачастую помогают тем, кто приехал впервые. Ведь если ребёнок тоскует по дому, скучает, то помогает именно общение с другими. Так формируется панцирь уверенности, и страха больше нет. Когда весь отряд восхищается твоими успехами и талантами, появляется желание делать это ещё и ещё, и орлёнок включается в деятельность по полной.

Если ребёнок сложно адаптируется в новом коллективе, что можно посоветовать ему и родителям?

Психологи говорят с детьми про решение конфликтов, дают возможность выговориться, снять эмоциональное напряжение

Вставать в активную позицию и участвовать в мероприятиях. Если просто сидеть и ни в чём не принимать участие, – это скучно. Если же ребёнок идёт на контакт со всеми педагогами и ребятами, несёт пользу коллективу, то грустить будет некогда.

Если ребёнок отстраняется, плачет, – нужно узнать причины, попросить помощи вожатых в этом. Возможно, изначально что-то случилось в отряде: кто-то толкнул, не то сказал, и подросток начинает отстраняться и негативно всё воспринимать.

Также важно помнить про период адаптации и просто его пережить. У каждого лагеря есть курирующий психолог, и на третий день все дети проходят диагностику, которая помогает выявить эмоционально-психологический фон. По результатам диагностики мы всегда отмечаем ребят, которые дают ответы «не хотел ехать», «мне в отряде плохо» и т.д. Психолог сразу планирует с ними индивидуальную работу и даёт рекомендации отрядным педагогам по взаимодействию с ними.

Как родители переживают отъезд ребёнка в лагерь?

Нужно помнить, что состояние родителя всегда отражается на эмоциональном состоянии ребёнка. Если мама сильно переживает, то формирует у ребёнка внутреннюю тревогу.

Часто ребята говорят: «Как же там без меня моя мама? Когда я с ней разговариваю по телефону, она плачет». И начинается диалог:
- Почему она плачет?
- Она переживает за меня.
- Но разве есть повод? Ты здесь в безопасности, общаешься с другими ребятами. Ты хорошо питаешься, активно проводишь время.

Необходимо держать стабильный эмоциональный фон, чтобы не заражать ребёнка негативными эмоциями и не портить ему отдых. Потому что когда подросток по телефону слышит волнение – он хочет быстрее к маме, чтобы её пожалеть.

Давайте подведём итог, выделим основное для родителей, если их ребёнок впервые едет в лагерь.

  1. Не покупайте ребёнку путёвку в лагерь «в наказание». Лучше выбирайте лагерь и программу вместе, советуйтесь со школьником напрямую, учитывайте пожелания и интересы;
  2. Заранее ознакомьтесь с Правилами пребывания, обсудите их. Изучите традиции, санитарно-гигиенические нормы и требования;
  3. Убедите ребёнка в том, что если он/она испытывает чувство тревоги или попадает в любую непонятную ситуацию, где некомфортно – необходимо обращаться за помощью ко взрослому (вожатые, педагоги, административная группа лагеря, психологи и сами родители);
  4. Помните, что период адаптации у всех детей разный, и не стоит торопиться с выводами при получении информации со слов ребёнка. Перепроверяйте услышанное через руководство лагеря, чтобы исключить манипуляцию;
  5. Не решайте конфликт, забирая ребёнка из лагеря. Позвольте ему быть самостоятельным, – это очень важно и пригодится в жизни;
  6. Не настраивайте ребёнка заранее на то, что если в лагере ему не понравится, то вы его заберёте. Так вы усложняете ребёнку период адаптации;
  7. Помните, что ваша стабильность и эмоциональные реакции отражаются на состоянии ребёнка. Не нужно говорить о своих переживаниях и настраивать на негатив. Наоборот, говорите, что «Орлёнок» – это уникальная площадка, где можно себя проявить;
  8. Сообщите руководству лагеря или обратитесь в социально-психологическую службу, если у вас возникнут поводы переживать о состоянии ребёнка.

Следуйте этим советам и рекомендациям и первый отдых ребёнка в лагере запомнится только положительными эмоциями и впечатлениями.

Требования к заправке кроватей.

Вожатый – это педагог, воспитатель особого типа, он реализует уникальные возможности воспитательного процесса, как в условиях образовательного процесса школы, так и в условиях детского загородного лагеря.

Профессия вожатого – это умение везде успевать, придумывать, любить, не уставать, быть открытым для всех детей. Необходимо всегда быть внимательным, относиться ко всем детям одинаково. В этой профессии нельзя нервничать, чтобы добиться своего, необходимо стать лидером, приучить детей к собранности.

Самое главное – вожатый несет ответственность за жизнь и здоровье ребенка. Вожатый должен иметь каждого ребенка в поле зрения и всегда знать, где он находится, никогда не при каких обстоятельствах не оставлять детей без присмотра, оперативно и грамотно реагировать на все проблемы в отряде.

Понравиться детям – первая педагогическая задача вожатого в лагере. Пять ключевых компонентов, из которых складывается у окружающих первое впечатление о вас:

  1. ваш внешний вид,
  2. выражение вашего лица,
  3. наши запахи,
  4. тембр вашего голоса,
  5. ваша жестикуляция.

Конечно, если вы хорошо плаваете, неплохо лазаете по скалам, владеете секретами макраме, с одной спички разжигаете костёр, и великолепно готовите какао - это неплохо, и это производит на детей впечатление. Но это не обязательно. Понравиться детям можно и не будучи суперменом.

Более того, вы можете завоевать авторитет детей, вообще не обладая никакими талантами, кроме одного - умения удивляться и спрашивать. А самое главное – внимательно слушать своего собеседника. Попробуйте без высокомерия признаться, что не знаете участников гонки "Формула 1" или ведущих игроков FIFA, сказать, что не видели ни одной серии "Винкс" и при этом попросить, чтобы вам объяснили, растолковали и рассказали, чтобы вас научили. Дети возьмут над вами покровительство и будут вас уважать.

Лучше всего встать в позицию старшего товарища. Не забывайте, что вы уже взрослый человек, просто очень молодой. Попробуем нарисовать портрет вожатого. Какой он?

Вот он какой, вожатый. И дети уважают и любят его, гордятся им и чувствуют себя рядом с ним свободно и уверенно.

Есть еще одно маленькое условие, без которого все вышеперечисленное теряет смысл. Это условие формулируется исключительно просто: "вам надо полюбить детей".

Общий стиль поведения - создать впечатление мудрого и всесильного: надо знать выход из любой ситуации или хотя бы делать вид, что все умеешь (море по колено, горы по плечо). Надо добиться уважения к себе, как к старшему, но старшему не только по возрасту, а по моральной силе.

Нельзя перегибать палку и устанавливать в отряде тоталитарный режим. Вариант "я тут самый сильный и умный" проваливается при первом вашем промахе.

Важно не поддаться соблазну пойти по более легкому пути - создание "дешевого авторитета". То есть нельзя допускать панибратского отношения и позволять все на свете под дружное одобрение детей. Такой авторитет "лопнет" за очень короткий срок. Уважением Вы пользоваться не будете, и в любой сложной ситуации ваше слово не будет восприниматься как решающее.Не играйте с детьми в «доброго» или «злого» вожатого. Будьте собой. Будьте справедливым и интересным вожатым, научите их чему-то новому.

Уверенность

Даже если Вы новичок, надо иметь уверенный вид, создать образ вожатого с опытом. Быть может, стоит говорить, что Вы старше, чем есть на самом деле, и лагерь видите не впервые. Надо заранее договориться о возрасте с напарником, предупредить воспитателя, можно даже других вожатых. Если к вам подходит ребенок с другого отряда и спрашивает о возрасте своего вожатого, лучше ответить, что не знаете. Дети очень любят спрашивать о личной жизни, об этом надо тоже заранее договориться с напарником. Стоит определиться заранее с напарником и по вопросу запретов и разрешений, чтобы всегда разрешать или отказывать самому, а не бегать за советом к более опытному напарнику. От Вас потребуются мгновенные решения, которые необходимо будет генерировать мгновенно и самостоятельно.

План действий

У начинающего вожатого должен быть четкий план действий. Почасовой, поминутный, творческий и гибкий, не в методичке, а в голове. Такой план, который представит тебя ребятам как уверенного специалиста и незаменимого друга. Отряду желательно четко осознавать, ЧТО именно будет от них требоваться, и ЧТО будет предложено,

Вожатый: ведущий, не ведомый

Стать уверенным специалистом и настоящим лидером отряда поможет нехитрая шпаргалка. Эти советы эффективны и просты, они за короткое время помогают установить баланс между вашими знаниями и возможностями, помочь безболезненно войти в незнакомую среду.

  • Постоянное приветствие или необычная «именная» фраза в типовых ситуациях будет работать только в пользу вожатого. Привычное действие или слово становится брендом, а это придаст уверенность ребятам, так как делает вожатого знакомым, «своим».
  • Возьми на вооружение несколько эффективных психологических игр. В трудной ситуации тренинг или удачно примененная игровая ситуация помогает отвлечь внимание группы от вожатого и увлечься программой, уйти в мир своих ощущений. Это позволит взять тайм-аут педагогу и вести ситуацию по своему сценарию.
  • Веди дневник! Личный дневник предназначен для заметок о типах и особенностях каждого в группе. Также в него можно записать возможные приемы по нахождению контактов.
  • Будь разным в делах, но стабильным в отношении к делу!
  • При дискуссии или даже монологе ни один ребенок не должен быть без внимания. То есть - смотреть всем в глаза по очереди.
  • Умей разогреть группу веселой игрой
  • Никаких "перекрещенных" поз.

Внешний вид вожатого

Вожатый должен уметь выглядеть аккуратно, опрятно, обаятельно. Форма вожатого должна соответствовать педагогической ситуации. Для работы – одна, для турпохода и спортивных мероприятий – другая. Золотые и прочие украшения в будничной работе с детьми нелогичны для вожатого, экстравагантные вечерние платья также не стоит надевать (если Вы не на концерте). Не следует надевать открытые майки, блузки, рубашки с заграничными эмблемами сомнительного содержания. Одежда и обувь вожатого должны быть удобными, чистыми и опрятными.

Важно продумать свою одежду в ночное время суток. Не стоит спать в ажурных сорочках или в нижнем белье, помните, что вожатый находится с детьми 24 часа в сутки и, если ночью Вам придется встать, одежда должна быть соответствующей. Нужно всегда соблюдать меру в использовании косметики и парфюмерии.

! Помните, у вожатого, который слишком много времени и сил уделяет своему внешнему виду, ни времени, ни сил на ребят не хватает.

Речь вожатого

Важную роль в работе вожатого играет общение, как с детьми, так и с их родителями. Категорически запрещено использовать в своей речи нецензурную лексику и брань.

Речь вожатого правильная и чистая. Без жаргонных слов. Не думайте, что подростковый сленг сближает вас с детьми. Чаще это просто выглядит смешно. Без слов паразитов. Вы же не хотите, чтоб дети загибали пальцы, сколько раз вы скажете «как бы так» или «значит». А ещё и прозвище могут дать соответствующее.

Не кричите. Кричать бесполезно. Неужели вы думаете, что можно перекричать детей? Повышая громкость голоса, вы только поднимаете шумовой порог, и дети начинают шуметь ещё громче. Кончится тем, что вы просто сорвёте себе голос (впрочем, вы его всё равно наверняка сорвёте в первые дни, но усугублять не стоит). А вот если говорить тише, то дети будут вынуждены прислушиваться.

Не повторяйте дважды, дважды не повторяйте. Ох, как это бывает трудно. Лично у меня постоянно такая проблема: вместо «давай скорей» так и хочется сказать «давай-давай, скорей, скорей». Кажется, что так будет убедительней. Может быть, слегка. Но зато вес каждого слова будет гораздо меньше.

Если вы все свои распоряжения будете повторять по несколько раз, дети быстро перестанут реагировать на первый и будут ждать N-го китайского предупреждения.

Вожатый — монстр-по-жизни

Да, именно так должно казаться детям. Их вожатый самый лучший. Он всё может, всё умеет, всё знает. Таким человеком хочется гордиться! Вожатый всегда уверен, спокоен, не теряется ни в каких ситуациях.

Уверенность в себе очень важна. Старайтесь не менять своих решений. Если вы говорите,то так, то сяк, мечетесь от одной точки зрения к другой, это говорит о неуверенности, и это не на пользу авторитету. Впрочем, в некоторых ситуациях нужно уметь и признать свою неправоту, иначе будете выглядеть смешно.

Будьте готовы к самым неожиданным испытаниям, которым вас подвергнут дети. Неожиданные каверзные вопросы, попытки не слушаться, только чтоб посмотреть, что сделает вожатый — это далеко не весь арсенал. Будьте спокойны и находчивы, помните, что неожиданный, оригинальный ответ обезоруживает провокатора.

Если вы что-то умеете делать хорошо, скажем, играть в футбол, играть на гитаре, стоять на голове, танцевать Драм-н-Бейс (ух ты! ДРАМ-Н-БЕЙС! Да вы же просто молодой бог!), — демонстрируйте это. Пусть дети видят, за что вас можно уважать. Но не надо бравировать: вожатый крут, но скромен.

Если вы чего-то не умеете — не беритесь. Не стоит показывать детям своё несовершенство. Тут, правда, есть свои нюансы. Дети не всегда могут заметить, что вы что-то делаете плохо.

Но есть вещи, которые надо делать обязательно. Например, участвовать в вожатских выступлениях. Дети не должны видеть, что их вожатый где-то «пролетает», что он хуже других. И если во время вожатского номера вы скромненько сидите в зале, ждите от них неудобных вопросов. То же можно сказать, например, про футбольные матчи вожатые-воспитатели: пусть за всё время вы лишь пару раз прикоснётесь к мячу, всё равно вы часть команды — это для детей важно. В общем, своё неумение, равно как и умение что-то делать, надо правильно подавать. Важно, чтоб дети видели, что вы пользуетесь уважением других вожатых и администрации. Поэтому, во-первых, всегда будьте уважительны к другим вожатым. Ни в коем случае не высказывайте им свои претензии при детях! Во-вторых, старайтесь работать так, чтоб ни у кого не было претензий к вам: ни у других вожатых, ни у администрации.

И ещё имейте в виду: изображать «монстра» не являясь им совсем, гораздо труднее, чем являясь им хотя бы частично. Поэтому развивайте в себе все лучшие качества, готовьтесь к смене. Вожатый должен всегда стремиться к совершенству.

Вожатый — защитник

Вожатый всегда стоит горой за свой отряд. Если, скажем, возник конфликт с другим отрядом, надо прежде всего заступиться за свой отряд (конечно, делать это разумно, сглаживая конфликт, а не обостряя его), даже если ваши дети в чём-то неправы. Правда, потом, в своём кругу, на отрядном сборе или огоньке, нужно ещё раз всё обсудить, и показать детям, что и они были где-то неправы. Ведь вожатый должен быть справедливым. Так же справедливо и авторитетно надо уметь разобрать любой детский спор.

Итак, чтобы добиться авторитета в лагере необходимо:

· Работать как можно добросовестней (планировать день, готовиться к смене заранее).

· Следить за дисциплиной.

· Не изолироваться (использовать любой удобный случай для общения с детьми).

· Беречь свои силы (высыпаться – подготовка к смене заранее, на выходные уезжать домой – смена обстановки).

· Сразу брать дело в свои руки (не занимать позицию наблюдателя в первое время, а сразу поставить себя хозяином положения).

· Создать баланс дисциплины и атмосферы.

· Не быть ребенком.

Ребенок капризен и эгоистичен, руководствуется минутными порывами и эмоциями, стремится получать удовольствие.

Взрослый трезво оценивает ситуацию, способен пожертвовать сиюминутным удовольствием ради общего блага, способен нести ответственность за других.

Единые педагогические требования (ЕПТ) —система норм и правил, основанных на единых теоретических и методических подходах и принятых всеми участниками педагогического процесса к неукоснительному исполнению.

В лагере необходимо:

  1. Неукоснительно соблюдать правила лагеря, в т. ч.:

а) запрет на курение, распитие спиртных напитков, употребление наркотических веществ;

б) соблюдение режимных моментов.

  1. Поддержка традиций лагеря.
  2. Уважительное отношение к коллегам, сохранение репутации всех вожатых и старшего вожатого, а также администрации в сознании детей.

Во взаимоотношениях со старшим педагогическим составом общая этическая установка звучит так: отношение к старшему по должности должно быть, как и к другим людям, — уважительное, вежливое; беспрекословное выполнение всех законных требований руководителя не должно восприниматься подчиненным как унижение. Без серьёзных на то оснований невыполнение подчиненным требований старшего по должности товарища этически недопустимы. При детях любого возраста критика коллег считается полностью исключенной.Место критики — лишь педагогический коллектив или разговор наедине, смотря по обстоятельствам.

  1. Уважение к ребенку, вежливость, требовательность, строгость, разумная любовь, постоянная забота, внимание, чуткость, тенденция к защите более слабого. Стиль взаимоотношений между вожатым и воспитанниками должен располагать к взаимному доверию, уважению, взаимной симпатии. Позиция вожатого зависит от возраста воспитанников.

Воспитателю всегда следует исходить из установки, что перед ним лишь формирующиеся личности, и тактично помогать детям в самовоспитании.

Самая большая педагогическая ошибка — отвечать на грубость грубостью, на игнорирование личности воспитателя — игнорированием личности воспитанника. Надо выявить причину срыва у ребенка. Если она лежит глубоко, в опыте оскорбленного детства, вызвана грубостью родителей, отчужденностью ребенка от школы, учителя, в силу частого переживания отрицательных эмоций, — в таких случаях единственно правильным оказываются выдержка, спокойное, сердечное, терпеливое разъяснение ребенку ошибок в его поведении.

Иное дело, когда это явно преднамеренная грубость, серьезные нарушения распорядка дня, пренебрежение покоем окружающих, порой имеющее у некоторых школьников «философскую основу» (сорвать, коллективное дело, подавить инициативу товарищей и этими средствами утвердить свое «превосходство» и т. д.). Надо уметь отличать грубое нарушение дисциплины от простого озорства или дурной привычки. Здесь вожатый может принимать решительные меры, защищающие его личное достоинство или достоинство, безопасность отдельного ребенка, оказавшегося под давлением грубости, оскорбительных действий одного или группы воспитанников (обратиться к старшему педагогическому составу, директору лагеря).

При любых обстоятельствах вожатый обязан сохранить доброжелательное, заботливое отношение к воспитаннику, независимо от характера возникающих у него иногда конфликтов с родителями, — это обязательная этико-педагогическая норма.

  1. Вожатый несет ответственность за жизнь и здоровье детей, не имеет права действовать в одиночку, на свой собственный страх и риск, реализовывать идеи, которые могут стать опасными, не согласовав с администрацией лагеря.
  2. Внешний вид вожатого, кроме опрятной формы, определяют подтянутость, собранность движений, естественность манер. Вожатый – пример для ребенка, поэтому всегда должен вызывать у детей восхищение своей ухоженностью. Записная книжка, авторучка, карандаш — эти предметы обязательны в «вожатском портфеле».

7. Отношения между вожатыми. Необходимо постоянно учиться воспринимать друг друга как представителей единого коллектива с точки зрения интересов воспитания детей. Абсолютная вежливость, скромность, взаимопомощь, взыскательность к себе, принципиальность в анализе и оценке деятельности коллег- вожатых. Любовные отношения между вожатыми противоположного пола ни в коем случае не должны быть демонстрированными.

8.Чувство меры вожатый должен знать во всем: в проявлении внимания, заботы, тактильного общения, проявления любви, особенно к детям противоположного пола. Проявление нездоровой симпатии и любовные отношения с детьми запрещены.

9. Голос, тон, дикция вожатого, их связь с педагогической этикой. Раздраженный тон вожатого, кричащего на детей, бессознательно, инстинктивно воспринимается ими как оскорбление. Вожатый, вызывающий у воспитанника страх криком или грозным молчанием, пренебрежительным взглядом или угрозой, тотчас перестаёт быть воспитателем. Страх создает психологический барьер, который или искажает воспитательный процесс, или вовсе разрушает его.

  1. Соблюдение этических норм и отношения с родителями воспитанников. Никогда не следует жаловаться родителям на ребенка, обвинять их в его проступках. Следует терпеливо выслушать родителей, их замечания и тактично высказать свои наблюдения, пожелания. Никогда не унижать бестактными замечаниями, репликами, оценками личного достоинства родителей. Всегда защищать интересы детства, детей в семье. Если замечания высказываются грубо, лучше не продолжать разговор, предложить обратиться к начальнику лагеря. Все разговоры этого рода с родителями никогда не вести в присутствии детей.

11. Категорически запрещается наказывать детей лишением пищи, трудом. Ни в коем случае не оскорблять словесно и не поднимать руку на ребенка.

Требования к заправке кроватей.

§ Утром, после подъема, ребята приступают к заправке кроватей. Это требует определенных навыков. Первые дни вожатый должен объяснить и показать ребятам, как правильно заправлять кровати, а затем на протяжении нескольких дней контролировать правильность выполнения.

§ В первую очередь надо встряхнуть простыню, покрывающую матрац, а затем застелить ее так, чтобы на поверхности не оставалось морщин.

§ Вторую простынь аккуратно сложить и положить вдоль всей кровати.

§ Одеяло сворачивается пополам и укладывается по ширине всей кровати.

§ Все это накрывается покрывалом. Концы покрывала заправляются под матрац.

§ Подушка взбивается и аккуратно ставится “уголком” в изголовье кровати.

§ Многие дети кладут под матрац грязные носки, белье, сырые плавки, купальники и т.д. Это категорически запрещено. В тумбочках могут храниться только предметы личной гигиены, письменные принадлежности, личные предметы (в чистом виде).

§ Верхняя одежда храниться в шкафу на вешалке или в полиэтиленовом пакете.

Домашнее задание

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.017)

Читайте также: