Как ставили кровать славяне

Обновлено: 20.05.2024

Издательство: OZ-Verlags-GmbH Язык: немецкий Немецкий выпуск журнала MaschenStyle предлаг.

Бейсболка для мальчика, пожалуй, самый необходимый предмет гардероба ребенка на лето. Очень важн.

-Метки

-Ссылки

-Музыка

-Рубрики

  • вязание (507)
  • шапки (80)
  • кофты,кардиганы (64)
  • платья,туники (45)
  • детям (44)
  • крючок (41)
  • узоры (38)
  • игрушки (19)
  • юбки (17)
  • салфетки,воротнички (17)
  • носочки,обувь (15)
  • цветы, (10)
  • сумки (6)
  • купальники (5)
  • пальто (4)
  • спицы, (4)
  • мужское (3)
  • валяние (3)
  • рукоделие (172)
  • вышивка (46)
  • бисер (20)
  • Новый год (18)
  • выкройки (9)
  • метрика (9)
  • поделки (6)
  • лентами (6)
  • из газеты (4)
  • из бумаги (3)
  • шьем белье (1)
  • сшить детям (1)
  • гномы (1)
  • брюки (1)
  • гладь (1)
  • рецепты (119)
  • здоровье (32)
  • выпечка (23)
  • салаты (12)
  • закуски (8)
  • торт (7)
  • варенье (2)
  • рыба (2)
  • фотошоп (56)
  • страница (43)
  • праздники (10)
  • танцуем (4)
  • музыка (1)
  • сама сделала (11)
  • стихи (9)
  • бытовые советы (5)
  • цветы (1)
  • (0)

-Поиск по дневнику

-Статистика

Ориентация дома по сторонам света.Славянские традиции


Ориентация дома по сторонам света

«Дом светел – судьба светла, В темном доме не ищи добра».

С далеких времен, когда человек жил в единстве с природой, сохранились наставления как построить дом, чтобы обрести в нем уют и душевный покой. Для древних славян строительство дома было исполнено глубочайшего смысла, ведь при этом человек уподоблялся богам, создавшим Вселенную.

Огромное значение придавалось выбору строительных материалов, времени начала работ и места постройки. Ориентация дома по сторонам света Наши предки считали очень важным правильно расположить своё жилище относительно полюсов Земли. Древние зодчие почитали законы природы и строили, подчиняясь им. Недаром русские деревни всегда расположены в живописных местах. Идеальным для строительства считался пологий холм на берегу реки или озера. Естественный источник воды, считали наши предки, приносит жизненную энергию в дом.

«Стань лицом на Север.

Оглянись через правое плечо – это вид с твоего крыльца.

Вытяни правую руку – там кровать твоя будет стоять.

Оглянись через левое плечо – из кухонного окна обзор откроется.

По левую руку от тебя кладовая обустроится и за стеной скотина домашняя жить должна».

В простых строках коротко переданы советы древних мастеров.

Русский крестьянин ставил избу так, чтобы лучи солнца, попадая в окна, давали как можно больше тепла и света, а из окон открывался широкий вид на окружающую природу. Свободные потоки воздуха омывают энергетическими струями расположенный на возвышенности дом, принося добро и забирая негативную энергию.

Ориентация дома по сторонам света - Проснувшись ранним утром, с первыми лучами солнца человек получает энергию и тепло, заряжается на весь день.

По древним строительным канонам крыльцо должно выходить на юго-восток.

А вот западная стена дома была «глухая», без дверей и окон.

По старинным поверьям именно западный ветер несет нежданные перемены в жизнь человека и «сдувает» нажитое.

Как правило, с этой стороны находились хозяйственные постройки и держали домашний скот.

По советам древних славянских мастеров детские и спальные комнаты в доме лучше ориентировать на восток или юго-восток, навстречу восходящему солнцу.

Кухню - на север или северо-запад. Удобно, если из кухонного окна виден двор, чтобы, не отвлекаясь от домашних дел, наблюдать за играющими детьми.

Сам же дом лучше расположить в северо-западном секторе двора. Это даст возможность красиво оформить центральный вход с крыльцом и верандой, защититься от любопытных взглядов соседей стеной без окон.

Огромное значение придавалось розе ветров на месте строительства. Большие фруктовые сады во дворах имели не только продовольственное значение, а и несли функцию защиты. «Всё, что останавливает ветер, останавливает энергию». Ветра обожествляли. Именно с ними связаны древнеславянские поверья о богатстве и благополучии или, наоборот, о нищете, преследующей жильцов неправильно простроенного дома.

С южной и восточной стороны на окнах дома могло не быть ставен.

А вот с севера или запада – ставни, украшенные затейливой резьбой, защищали не только от холода, но и от невзгод.

Важен хороший подход и подъезд к дому. Дорога должна быть прямая и не петлять – тогда жизнь в доме будет спокойная, размеренная, без неприятных поворотов.

Ни в коем случае нельзя строить жилье на месте старой дороги. Пространство бывшего оживленного маршрута пронизано продувающими потоками и в доме энергия жизни не будет накапливаться, а уйдет сквозь него по старому пути.

Обязательно чистый, ухоженный двор. Загромождая пространство вокруг себя, человек приносит хаос в свою жизнь. Соблюдение таких простых правил, проверенных веками, подарит жильцам нового дома мир и уют.

Как ставили кровать славяне

DlsLCxrczlc (1)

Наше поколение, в основном, привыкло к квартирам. И даже те, кто родился в селе, стремятся строить свои семьи уже в городах, в многоэтажках. Да и само жилье большинство славян сегодня воспринимают просто как место, где можно покушать, поспать, посмотреть телевизор. Может, потому, покинув такой дом, человек не чувствует к нему никакой привязанности?

А ведь раньше дом для славянина был и столовой, и крепостью, и храмом. Дом был живым, и уход за ним не ограничивался простой уборкой. Каждый человек знал, что в хате есть свои магические места, символические предметы обихода, с помощью которых можно ладовать пространство вокруг себя, защититься от темных сил, притянуть достаток, здоровье и радость.

Порог
Через порог входят и выходят из дома. Предки понимали, что это не только граница между домом и улицей, но и между внешним пространством и пространством родовым, в котором пребывает семья. Поэтому порог упрашивали, чтобы людей, которые переступают его с лихими помыслами, он заставлял спотыкаться и оставлять все плохое вне дома.

Кроме этого, порог также является границей между миром живых и мертвых. По этой причине долго стоять на пороге (или в воротах, по тому же принципу) запрещалось беременным женщинам.

Через порог никогда не выметали мусор, чтобы не вымести кого-то из семьи. Нельзя его переступать одной ногой обутой, а второй босой – иначе не женишься или не выйдешь замуж. Также через порог не передавали никаких вещей и не подавали руку. Некоторые из этих примет мы помним и сегодня.

Покутье
Традиционно покутье размещалось по диагонали от печи. Там находились образы Богов, рушники божники (специальные вышитые полотенца для украшения образов), домашние предметы большой ценности. Там же и размещался стол, накрытый скатертью.

Под образами висела лампадка, которую зажигали на праздники и во время молитвы. Покутье украшали вишневыми веточками, травами (розами, васильками, черемухой, мятой), позже – яркими бумажными цветами. По народной традиции, покутье должно быть «лицом к солнцу», поэтому застольное окно, возле которого и размещали покутье, делали на восток.

Начиная со сбора первого урожая и засевом нового, на покутье стоял пучок колосьев, символ достатка, «чтобы в доме хлеб не переводился». Эти колосья были освящены, и зерна из них добавляли в пшеницу, которой весной засевали поле. Так же там хранили святую воду с Яр-Дана, сретенские свечи-громнички, веточки вербы с Вербного Воскресенья. Если в доме кто-то болел, ему давали напиться святой воды, протирали ею больные места.

Садиться возле покутья предлагали самым желанным и важным гостям. Первая купель новорожденного происходила возле покутья, и туда же головой ложили человека, покинувшего Явный мир. На этом священном месте также почитали молодоженов и их божатых. Все важные события человеческой жизни были связаны с этим домашним храмом.

Живыми и волшебными в доме считались не только места, но и некоторые важные предметы обихода, такие как дижа (емкость для замеса теста на хлеб), сундук («скриня»), рушники, кровать, колыбель, ложки, веник, иголки и многие другие.

Печь
Если покутье самое священное место в доме, то печь, безусловно, самое мистическое. Печь почитали издавна, ведь она давала и тепло, и возможность для приготовления пищи и выпекания хлеба, а главное – в ней жил огонь, защитник и хранитель семьи, проявление Огня-Сварожича. Печь держали в чистоте, девушки разрисовывали ее цветами. На Украине при печи, так же, как и при женщине, ребенке или образах, нельзя было лихословить («Сказав би, та піч у хаті»). Уже только судя по этому, можно себе представить, насколько чище и светлее был тот древний предковский дом, чем наши квартиры, из окон которых по вечерам нередко доносится пьяная и трезвая ругань. Пусть у большинства из нас нет печей, но это не помеха для того, чтобы унаследовать такой прекрасный пример и следить за тем, что говорим, ведь в это мы вкладываем свою силу.

Также славянским ведающим матерям было известно, что приготовление пищи – настоящее магическое действо, ведь в еду хозяйка добавляет не только соль, овощи, приправы, но и свои мыслеобразы, чувства. Поэтому когда в печи готовилась еда, всем членам семьи запрещалось кричать и громко хлопать дверью. А когда выпекали хлеб, то вообще дверь закрывали на замок, чтобы никто чужой не вошел (считалось, что это притянет в дом бедность).

На печи очень любит отдыхать домовой. В народных преданиях нередки случаи, когда он спихивал с печи женщин, которые не прочь полежать без дела.

Важной деталью в домашней магии был дымоход – словно портал между Явью и Правью. В дымоход на ночь подвешивали травы, собранные на Купала, чтобы они стали более сильными. Когда возвращались с похорон, прикладывали руки к печи и заглядывали в дымоход, чтобы не привиделся покойник.

Чтобы защититься от пожара в сильную грозу, в печь бросали несколько веточек освященной на Вербное Воскресенье вербы.

Печь никогда не оставляли пустой. В нее закладывали на ночь дрова, чтобы просохли на утро, или ставили воду, чтобы нагрелась.

Стол
Стол в доме издавна был своеобразным алтарем. Первым, что заносили в новый дом, был застеленный стол, на котором лежал хлеб. Через стол молодая передавала жениху платок, показывая свое согласие. А главное – за столом семья трапезничала, а общее принятие пищи – это настоящий обряд единения, мира и дружбы.

На стол нельзя было садиться, ведь на него кладут хлеб, а хлеб – священный (некоторые люди верили, что если девушка будет садиться на стол, то на ее свадьбе каравай треснет, а это очень плохой знак). Считалось также, что едой, оставленной на столе, угощаются домашние духи, поэтому там не оставляли ножи, ключи и спички.

Молодежь не садилась на углу стола, иначе можно остаться без жениха или невесты.

Угощали гостей только на застеленном столе.

Дижа
Хлеб всегда был священным для нашего Рода, от него зависело выживание и благополучие. В одну буханку вложено массу труда и энергии. Это самое живое, любимое и дорогое творение наших рук, и потому именно его мы жертвуем Богам и Предкам. Соответственно, емкость, где творилось волшебство зарождения опары, а потом готовка самого теста, также считалась особым предметом. Новую дижу наполняли свежей водой и давали напиться корове. Такой обряд приносил достаток в дом. Только потом ее использовали по назначению. После каждого раза дижу тщательно чистили изнутри луком с солью. Также в народе существовало поверье, что в дижу нельзя заглядывать парням, а то не будут расти усы и борода.

Скрыня
Очень важным предметом домашнего обихода была скрыня (сундук для одежды). Она переходила в наследство от матери к дочери. Часто ее украшали обережной резьбой. В ней хранилось самое важное для девушки – приданное, которое она сама должна была выткать и вышить: сорочки, свадебные рушники, платки, постельное белье. Так же там хранились украшения, дорогие пуговицы и другие женские «сокровища». Туда клали также заговоренное зелье, что способствовало лучшему хранению и защите вещей. Скрыня как наследство была не просто сундуком, но символизировала передаваемые от матери к дочери традиции, багаж знаний и умений.

Даже в условиях современной жизни мы могли бы приобрести или заказать мастеру крепкий, украшенный обережной резьбой, комодик, который потом подарили бы дочери или невестке вместе с украшением бабушки или своим же свадебным рушником, если жизнь с мужем удалась, на счастье и лад в семье. Мы часто сокрушаемся, мол, традиции ушли, но не лучше было бы их возобновить прямо сейчас, начиная со своей семьи?

Кровать
Очень важным предметом мебели, конечно же, была кровать. Ее ставили в хорошем месте. Определяли такие зоны с помощью кошки: где она сядет, там кровать ставить нельзя. Также нельзя спать ногами к дверям. Женщины вышивали на подушках и простынях родовые символы своего мужа, обережные знаки. Ведь нужно продолжать род, а зачастую женщина приводит в Явь души из рода мужа. Под кровать, в качестве защиты от злых сил, клали чеснок, каштаны, янтарь.

Колыбель
Не менее серьезно относились и к колыбелям. Для девочек колыбельку делали из женского дерева, а для мальчиков – из мужского. Вешали ее в таком месте, откуда ребенок мог видеть рассвет. Если родители хотели, чтобы у ребенка проявились определенные способности, в колыбель клали соответствующие предметы.

Ни в коем случае нельзя качать пустую колыбель. Считается, что это может сильно навредить ребенку. Если молодая женщина, у которой еще нет детей, покачает колыбель, значит, скоро у нее появится ребенок.

Ложка
Очень много поверьев связано с ложками. В народе были распространены амулеты на достаток в виде ложек, часто такие дарили молодоженам. Считалось, что нельзя есть вдвоем одной ложкой, а то можно поссориться. Если с вечера ложки не убраны и валяются по дому, жильцы будут неспокойно спать. Нельзя мыть посуду (а также выносить мусор) после заката. Также нельзя ложками стучать, а то будет ссора в доме.

Веник
Магическим предметом также считается веник. Ведь уборка помещения проходит не только на физическом уровне, но и на тонком. Чем чище дом – тем светлее энергии в нем пребывают. И с веником как с инструментом очищения от грязи обращались очень осторожно. В него можно вплетать антидемонические травы (помню, у бабушки был один веник для погреба, полностью из полыни), что усилит очистительную силу. Поскольку веник все время соприкасается с мусором, его нельзя ставить в стороне покутья. Нельзя им никого бить, иначе на человека нападут «злыдни» (духи, приносящие бедность, нищету) или болезни. Веник нельзя жечь, иначе будет сильный ветер. До сих пор мы просим, чтобы нас «не обметали», и не переступаем через веник. Говорят, что, переступив через веник, можно заболеть.

Иголка
Иголки были когда-то очень ценными. Это сейчас их можно купить дешево почти везде. А раньше их нужно было изготовить вручную (а работа с металлом была намного тяжелее), да и стоили они дороже. Поэтому их берегли, старались не поломать и не потерять. Ничего не шили и не вышивали по пятницам и воскресеньям. Если иголку одалживали, то только с ниткой, а то не будет пряжа родить и останешься без сорочки. Большой кривдой считалась кража иголки.

Как наполнить современный дом жизнеутверждающей силой
Сегодня мы живем не так, как жили предки. Но это не помешает нам взять из уходящей в невозвратимое прошлое традиции самое ценное, мудрое и нужное. Многие люди скептически относятся к магии, приметам, знакам. Но представьте себе, что славяне живут на своей земле тысячи и тысячи лет. За это время все ненужное, нерабочее, неправдивое однозначно забылось бы и стерлось из памяти. Ведь в культуре каждого народа, как и в лесу, выживают сильнейшие: самые важные притчи и послания, сказки, легенды, поведы о Богах, но также и важные ориентиры подсказки в виде суеверий, знаков, символов и мини-ритуалов, которые не были придуманы просто так от скуки, а помогали выживать и считывать подсказки пространства нашим предкам целые тысячи лет.

Можно выбросить это на помойку памяти. Но можно также использовать с умом, благодарностью и любовью, наполняя свой дом славянским духом, светом и ладом, осознавая, что все, что нас окружает, живое, и из каждой, вроде бы неодухотворенной вещи, из порога, кровати, наша вера может сделать благодарного помощника.

И пусть сегодня не у всех есть печи. Но есть плита и вытяжка. В некотором метафизическом смысле это почти печь. Можно научиться самой выпекать хлеб для своей семьи (а это не так сложно) с любовью и заботой, и при этом уважительно относиться к духовке как месту рождения чуда. Можно разукрасить плиту, да и всю кухню, славянской символикой, цветами. Когда-то это умела делать красиво каждая девушка, и любая печь была произведением искусства и говорила о характере, душе и ощущении красоты автора. Сделайте особенной свою плиту! Если вы когда-то зайдете к нам в гости, увидите, как удачно мне удалось разрисовать подсолнухами и маками газовую колонку. Думаю, домовому тоже понравилось.

Каждая может вышить на простыне или знаки продолжения рода, на шторах – обереги. Мы с легкостью можем научиться и научить детей не садиться и не вставать на стол, не ругаться в доме, правильно выметать мусор, а также взять на заметку другие полезные советы. И тогда наш дом станет действительно и крепостью, и храмом, и самым настоящим местом счастья, уголком радости, спокойствия и стабильности в бурной жизни, куда всегда будет хотеться вернуться, независимо от того, хорошо или очень хорошо за границей и в гостях.

Пусть в вашем доме всегда будет свет, любовь, достаток и лад, и Боги с Предками с радостью приходят в гости и благословляют весь род на счастье.

Как на Руси крестьяне спали, и чем это отличалось от современности



Культура сна в старой Руси отличалась от современной и сегодня может показаться достаточно странной. Удивительно, но привычные ныне кровати появились в деревнях только в 20 веке. Но и кроме этого существовали особые правила сна, требующие исполнения. Вряд ли современный человек сможет выспаться, следуя им. Читайте, почему крестьяне спали в одежде, где было самое комфортное спальное место, для кого оно предназначалось и почему сон следовало делить на части.

Спальные места, распределяемые по уровню комфортности

На полатях спали дети, так как старикам забираться туда было неудобно. /Фото: i1.u-mama.ru

Расположиться для сна крестьяне могли в самых разных местах. Это мог быть сеновал или сени, телега или клеть, лавка или сундук. Но существовали и места, которые предназначались для сна, а именно полати и печка.

Лежанка на печи была самой удобной и комфортной для сна. Она долго оставалась теплой, что было важно в холодное время года. Обычно на печи спали старики, но и молодежь любила понежиться в тепле. Еще одно комфортное спальное место — полати. Так называли деревянные полки, располагавшиеся между печью и стеной, порой высоко под потолком. Это было тепленькое местечко без сквозняков, потому укладывали на полати детей. Старикам же было неудобно залезать и спускаться. Младенцы почивали в люльках, которые подвешивали к потолку, а дети постарше нередко спали на лавках и сундуках.

У мужчины-главы семьи был собственный угол, коник, напротив бабьего кута. В нем умельцы что-то чинили, вырезали, мастерили, а ночью могли тут же лечь спать. Если на дворе стояла теплая погода, крестьяне могли уснуть под деревом во дворе или в сарае, примостившись на мешке с мукой.

Какая кровать? Пожалуйте на нары.

Нарами крестьяне называли широкие лавки, установленные вдоль стены. /Фото: img1.liveinternet.ru

Быт русских крестьян был очень аскетичен. Из мебели в избе находились стол и лавки, установленные вдоль стен. Такие предметы, как табуретки, были не у всех. А уж обычная кровать была символом богатой, роскошной жизни. Во многих семьях даже в начале 20 века кроватей не было вообще.

Исследователи пишут, что в 20-х годах 20 века существовала такая статистика: чуть больше половины крестьян спали на кровати, около 40 процентов отдыхали на полу, примерно 5 процентов спали на печи, на долю полатей приходилось 3 процента, и один процент сельских жителей почивал на нарах. Ошибочно полагать, что речь идет о тюремных лежанках, на которых ворочаются арестанты. Нет, нарами крестьяне называли широкие деревянные лавки, которые устанавливались в избе.

Как крестьяне сон на две части делили

Послеобеденный сон был на Руси обычаем. /Фото: i.pinimg.com

Жизнь русских крестьян была тяжелой. Весной и летом на сон оставалось мало времени, так как люди работали по пятнадцать часов в сутки. Крестьянки к тому же занимались домашней работой. Недосып был обычным делом, но люди компенсировали его недолгим (1-2 часа) послеобеденным сном. Заснуть они могли где угодно, например, прислонившись к стогу сена. Послеобеденный сон был не просто прихотью крестьян, а обычаем. Без него говорить о хорошей работоспособности не приходилось.

Зимой крестьяне также вставали очень рано, чтобы успеть сделать все дела: покормить скот, съездить за дровами в лес, починить утварь и так далее. Уставали меньше, чем летом, но сон все равно был разделена на две части. На закате семьи садились ужинать и ложились спать. Проходило примерно пять часов, и крестьяне просыпались и снова принимались за дела. У каждого они были свои: молитвы, игры в карты, любовные утехи. Так продолжалось примерно до 3 часов ночи, после чего люди снова укладывались спать и отдыхали до того момента, пока не взойдет солнце.

Почему надо было спать в одежде и с покрытой головой

Крестьяне спали в одежде. /Фото: i.pinimg.com

Интересно, что крестьяне не надевали специальную одежду для сна (ее просто не существовало до середины 20 века), а спали в том, в чем ходили днем. Женщины не снимали платков. Исследователи считают, что это делалось из-за суеверий. Сон приравнивался к переносу души в иной мир. А как же появиться там нагим? Некрасиво.

Также говорили, что нагой человек (особенно женщины) особенно уязвим перед нечистью. Чтобы не провоцировать чертей, спали в одежде. Крестьянки покрывали головы платком, потому что боялись умереть во сне. А с непокрытой головой нельзя было попасть на Суд Божий. Девушки иногда нарушали обычаи и спали голышом — для того, чтобы увидеть вещий сон, поговорить с нечистой силой.

Есть и иная версия: в крестьянских семьях просто не было постельного белья. Люди спали на жестких соломенных тюфяках, накрытых подстилками из овчины. О чистоте такой постели и речи не идет. А одежду можно было постирать в любой момент. Скорее всего, наличие постельного белья было показателем богатства семьи и удаленности деревни от городов.

И еще один вариант: крестьяне не снимали одежду, чтобы защититься от мерзких насекомых, которые всегда мешали отдыхать. В избах всегда присутствовали пауки, клопы, муравьи. Народными средствами их вывести было достаточно сложно, а привычных нам инсектицидных средств в старину просто не выпускали.

Матрасы из соломы и подушки из старых зипунов

Кровати стали повсеместно появляться в деревнях только в начале 20 века, а до этого чаще всего спали на полу. /Фото: k-a-r-t-i-n-a.ru

Да, постели у крестьян были действительно аскетичными. Это могла быть обычная подстилка из соломы, покрытая старой рогожей. Без подушки спать неудобно, и вместо нее использовались какие-то мягкие вещи. Это мог быть армяк, зипун или шуба. Они же служили одеялом, когда было холодно. Пуховая перина, высокая подушка и теплое одеяло относили к предметам роскоши и считались прекрасным приданым для невесты.

Историк А.В. Краснов писал в своей книге о своем детстве, прошедшем в Рязанской губернии о том, что кроватей в деревнях не было. Перед сном крестьяне расстилали солому, клали сверху дерюгу и ложились спать все вместе. На печи оставались только самые пожилые представители семьи, которым требовался особых уход — дед да бабка. Да, говорить о том, что крестьяне были избалованы, смешно.

Спящим часто снятся сны, которые тоже многое могли сказать, по представлениям того времени. За некоторые сновидения, если о них рассказать, можно было получить реальное наказание.

Куда спать головой правильно

Большинство людей не заботит, куда спать головой правильно, обычно расположение спального места решается исходя из соображений удобства и экономии пространства. Однако уже давно доказано, что при определенном положении тела и размещении кровати можно существенно повлиять на свое здоровье и общее самочувствие. Различные этносы, религии и группы ученых по-своему видят идеальное спальное место для отменного здоровья и крепости духа. Давайте разберемся в этих мнениях и решим, какое размещение спального места станет идеальным именно для вас.

Куда спать головой правильно

Куда принято ложиться спать головой у славян

Наверняка вы слышали от бабушек, что нежелательно спать ногами к выходу из комнаты, ведь все знают устоявшееся выражение «вынести вперед ногами», то есть умереть, попрощаться с жизнью. Такое поверье пришло к нам от древних славян, которые считали дверь вратами в потусторонний мир. Считалось, что, когда человек спит, душа покидает свою оболочку и путешествует до пробуждения, и, если вы решили лечь спать ногами к выходу, обратную дорогу она может не найти. Поэтому на Руси вопрос «куда спать головой правильно» решался быстро и бескомпромиссно – как угодно, только подальше от выхода. Сейчас об этой примете помнят лишь бабушки и те, кто увлекается изучением древних этносов.

Славяне, которых интересовал вопрос сна, определяли наиболее благоприятные положения спального места основываясь на сторонах света. Спать головой в северном направлении – к оздоровлению, укреплению иммунитета; в восточном – к бодрости и энергии; спать головой в западном направлении – к развитию умений и способностей; головой в южном направлении спали те, кто хотел обрести богатство.

Куда спать головой, куда ногами по православию

У православных христиан нет руководства по тому, как располагать спальное место. Учения православных основаны на первичности духа, а не тела, поэтому расположение кровати для них – дело практическое. Христиане отвергают различные учения, связанные с расстановкой мебели в комнате и не признают примет. Однако и у православных есть свои суеверия. Например, христиане стараются не спать напротив двери. Здесь уже знакомое нам убеждение, которое гласит, что спать ногами к выходу – плохая идея. В таком положении выносят гроб из дома – ногами к выходу из комнаты, поэтому для размещения кровати лучше подыскать другое положение. Голова у спального места православного христианина размещается около окна, а ноги – строго к стене.

Как правильно ложиться спать по фен-шуй

При выборе места для сна по этому учению придется прибегнуть к помощи арифметики. Учение делит всех людей на две группы: восточную и западную, который определяются исходя из года вашего рождения. Алгоритм расчета довольно прост, такая методика обещает точное определение идеального расположения спального места именно для вас.

Итак, как проходит расчёт:

  • необходимо сложить две последние цифры вашего года рождения;
  • в случае, если полученное число состоит из двух цифр, сложите полученные цифры. Например, год рождения – 1985, вы складываете 8 и 5. Получается 13, две цифры, поэтому складываем еще раз, но уже 1 и 3. Полученное число – 4;
  • представителям мужского пола получившееся число нужно вычесть из 10 (10-4), а представительницам женского пола – прибавить к 5 (4+5). Если полученное число – двузначное, снова сложите его составляющие;
  • конечное число не может быть равно 5, если вы получили именно его, то вам подходит число 8 (для женщин) или 2 (если расчет проводит мужчина).

Число, которое у нас получилось, носит название Гуа – индивидуальный показатель, который поможет определить, куда спать головой правильно именно для вас. К «западным» людям относят тех, чье рассчитанное магическое число Гуа – 1, 3, 4 или 9; «восточные» люди работают с цифрами – 2, 6, 7 или 8. Положение головы для «западных людей» лучше всего в направлении севера, востока, юго-востока и юга, а для людей «восточных» — северо-восток, юго-запад, запад, северо-запад.

Для каждой из сторон света есть свое значение:

  • север – развитие интуиции;
  • юг – способствует обретению новых знакомств;
  • восток – для обретения спокойствия;
  • запад – для обретения крепкой семьи;
  • северо-восток – подходит тем, кто хочет развить карьеру;
  • северо-запад – способствует обретению верных друзей;
  • юго-восток – помогает обрести уверенность;
  • юго-запад – способствует в поисках любви.

Спальное место, организованное по канонам фен-шуй, благоприятно повлияет на все сферы жизни человека, от финансовых до любовных. Неблагоприятным расположением кровати считается пространство между окном и дверью, такое положение плохо влияет на самочувствие человека, может привести к семейным ссорам. Также учение фен-шуй предупреждает, что спать напротив зеркала небезопасно для психического здоровья, а если вы страдаете от тревожности, выберите себе место около стены.

Направление для сна по Васту

Лучшее направление для сна по Васту

Васту – индийская наука, разделяющая дом на несколько секторов по сторонам света. Зная значения каждой из сторон, можно выяснить, куда правильно спать головой именно вам.

Каждая сторона отвечает за определенные жизненные процессы, которые зависят от положения головы во сне:

  • восток – отвечает за положение в обществе, творческую деятельность;
  • юг – для тех, кто хочет укрепить здоровье, обрести гармонию с телом;
  • север – может добавить жестокости, холодности, резкости;
  • запад – добавляет самовлюбленности, меркантильности.

Самые благоприятные стороны для расположения головы во сне – восток и юг, однако если вы подвержены низкой самооценке или считаете себя слишком робким и мягкотелым человеком, попробуйте спать головой на север или запад.

Как правильно спать мусульманам для здоровья

Мусульмане часто предпочитают кроватям пол, если кровать и есть в их доме, она низкая и небольшая, лишенная излишних удобств. По исламскому учению, спать головой на север нельзя, предпочтительнее выбирать юг, восток либо юго-восток. По мусульманским традициям, спать необходимо на спине или боку, переворачиваться на живот крайне нежелательно. Это правило подчиняет себе как мужчин, так и женщин. Еще одно правило – перед сном обязательно чтение молитв, а сама кровать должна стоять так, чтобы к ней можно было беспрепятственно подойти и удобно лечь на левый бок. Такая подготовка ко сну и расположение спального места считается верным по исламскому учению и помогает надолго сохранить здоровье.

Советы по выбору положения и места для комфортного сна

Главное правило для комфортного сна – прислушивайтесь к своему организму. Он точно не ошибется и выберет то положение тела, в котором ему предпочтительнее. У вас вряд ли получится на протяжении всей ночи следить за расположением тела и поворотами головы, поэтому так важно давать организму волю в выборе наиболее подходящего положения для сна.

Нельзя забывать и о практичности при выборе места для кровати. Вам могут не подойти правила фен-шуй или древних славят из-за ограниченного места или не подходящего расположения окна относительно двери. В таком случае прислушайтесь к себе и выберите расположение, исходя из своих внутренних предпочтений.

Немаловажным для комфортного сна является выбор его неотъемлемых атрибутов – подушки, матраца, постельного белья. Вот несколько советов, которые облегчат выбор и сделают сон слаще:

1. К выбору матраца подойдите со всей ответственностью. От старых лучше и вовсе избавиться, со временем они имеют свойства принимать положение нашего тела, подстраиваться под него, поэтому во сне некоторые части тела отдыхают, а другие – усиленно трудятся. Отсюда – разбитость с утра и боли в области внутренних органов.

2. Подушка – то, без чего сложно представить полноценный отдых. Отдавайте предпочтение тем экземпляром, которые помимо удобства заботятся о вашей шее. Если у вас шейный остеохондроз, впору задуматься о покупке специальной подушки.

3. Постельное белье старайтесь менять как можно чаще, но без фанатизма. Чем свежее белье, тем комфортнее будет вашему телу.

4. Сон вдвоем со второй половинкой не должен приносить дискомфорт, поэтому позаботьтесь о покупке кровати побольше, а матрац выбирайте вместе. Ведь что для одного из вас может показаться сном на райском облаке, для другого может стать ночью мучений.

5. Не забывайте, что перед сном нужно убирать все раздражители, отключать телефон, телевизор, задергивать шторы. Чем меньше источников света и шума в спальне– тем быстрее вам получится уснуть.

Если вы давно планировали расположить кровать по фен-шуй, или решили, что спать головой необходимо лишь на юг, но возможности вашей комнаты или кровати этого не позволяют – не расстраивайтесь. Идеальное место для сна то, в котором вам удобно, даже если это противоречит некоторым религиозным законам и обычаям различных народов.

Почему русские считали, что нельзя спать головой к выходу


Существует расхожее мнение о том, что нельзя спать ногами к выходу. Однако на самом деле русские считали наоборот. И на то у них были свои причины.

Передний угол – почетное место

Как отмечают авторы учебника «История культуры повседневности» (под редакцией В.П. Большакова и С.Н. Иконниковой), внутреннее убранство дома имело для русских не только символическое значение, но и отражало их ценностные представления об окружающем мире. Самое главное место в избе принадлежало так называемому красному углу (красному куту, переднему углу), который располагался с восточной стороны между фасадной и боковой стенами по диагонали от печи. Именно этот угол первым видел тот, кто входил в помещение. Поэтому в переднем углу ставили большой стол и лавку, которые именовали большим местом. Оно предназначалось для главы семьи и важных гостей.

Расположение большого места в переднем углу было обусловлено наличием там икон. Гость, входивший в дом, первым делом крестился на образа и кланялся, а уж после здоровался с хозяевами. Как говорилось в «Домострое» (перевод на современный русский язык и общая редакция Т.Н. Терещенко), красный угол содержался в особенной чистоте, иконы украшались драгоценными ризами, цветами, здесь зажигали лампады и свечи. Иногда образа сверху и с боков (но так, чтобы не закрывать лики) покрывались рушниками — длинными вышитыми полотенцами. Кроме икон, в переднем углу хранили различные предметы, освященные в церкви: святую воду, вербу, пасхальные яйца, а также Евангелие, Псалтырь, молитвослов и другую религиозную литературу.

Положение покойников и живых

Соответствующего отношения к красному углу должны были придерживаться не только живые обитатели избы, но уже отошедшие в мир иной домочадцы. Так, по словам Агафьи Звонаревой, автора книги «Народные обряды, обычаи и приметы», домовину (то есть гроб) всегда ставили таким образом, чтобы голова покойника была обращена к переднему углу, а ноги – к двери. Подобное положение облегчало также и вынос тела умершего из дома. Дело в том, что усопшего выносили за порог в большинстве случаев ногами вперед. Как пишут Д.А. Баранов, Т.Б. Щепанская и И.И. Шангина в издании «Мужики и бабы: мужское и женское в русской традиционной культуре», это делалось для того, чтобы покойник не смог найти обратную дорогу.

По утверждению Альберта Байбурина, автора книги «Жилище в обрядах и представлениях восточных славян», точно так же, как располагалось тело умершего, укладывались на ночь и живые обитатели избы. Никто и никогда не ложился спать ногами к переднему (красному) углу, где находились иконы. В ту сторону должна была быть обращена исключительно голова. Именно поэтому, если верить Анне Пермиловской, автору труда «Крестьянский дом в культуре Русского Севера: (XIX-начало XX века)», спать головой к выходу было запрещено.

Места для сна

Существовали на Руси и другие правила сна, связанные с усопшими. Например, как указывают Н. Толстой и Т. Агапкина в своем этнолингвистическом словаре «Славянские древности», покойников всегда размещали в доме вдоль половиц. По этой причине мебель, на которой спали домочадцы, никогда не ставили вдоль половиц, только поперек. Не стелили постель и «на пути в дверях». Обычно, если верить Владимиру Подмаскину, автору издания «Введение в этнографию Дальнего Востока России», старики спали на печи, дети и молодежь — на полатях, которые настилали от печи до стены. Под полатями, как правило, ставили деревянную кровать, предназначавшуюся для хозяев.

Впрочем, как отмечает в своей книге «Вологодчина. Невостребованная древность» Михаил Суров, в крестьянских избах кровати появились достаточно поздно. Дети действительно спали на полатях, а старики – на печи, однако взрослые и трудоспособные члены семьи располагались на лавках, скамьях или прямо на полу. Если позволяли погодные условия, то нередко ложились в сенях и на сеновале. Интересно, что именно в сенях долгое время и ставили кровати. Очень редко (особенно поначалу) этот предмет мебели можно было обнаружить в избе возле входа. Да и тогда кровать чаще всего оставалась невостребованной. Ею пользовались только в исключительных случаях, например, во время жары.

Читайте также: