Как школьнику отлынивать от домашней работы на кровати

Обновлено: 17.05.2024

Когда человек начинает дело, потом откладывает, а потом снова за него берется, это в пять раз увеличивает время на его выполнение. Поэтому, если во время выполнения домашних заданий ребенок постоянно отвлекается — разговаривает по телефону, задумчиво смотрит в окно или каждый час заглядывает в холодильник, в надежде, что там появится какая-нибудь вкусняшка, — у него просто не остается времени отдохнуть и полноценно восстановиться. Усталость накапливается. Появляется раздражительность. Снижается способность усваивать новую информацию и, как следствие, падает успеваемость.

Ниже — 8 советов, которые помогут школьнику не отвлекаться и быстрее делать уроки.

Убрать все ненужное

Сложно приступить к занятиям, когда нужные материалы и книги разбросаны по комнате. Поэтому первое, что стоит сделать — навести порядок на рабочем месте. Этот простой лайфхак обеспечит порядок в голове. А удобные системы хранения, например, шкафчики и полки, позволят спрятать учебные материалы, когда они не нужны.

Желательно выделить место для занятий — достаточно обустроить небольшой уголок. Это поможет провести границу между учебой и всем остальным.

Распределить время


Иногда ребенок отвлекается, потому что не знает, с чего начать. Если заданий много, лучше записать их в общий список. Он позволит оценить объем работы и прикинуть время, необходимое для выполнения каждого задания. После этого можно ставить задачи в график.

Источник

Еще один эффективный прием — разделить время работы на короткие удобные промежутки. Например, если ученик считает, что на написание заключения к работе по географии ему нужно полчаса, пусть работает, ни на что больше не отвлекаясь. Точно так же можно выделить время и на другие задания.

Сфокусироваться на одной задаче

Последние исследования показывают, что многозадачность снижает активность мозга. Ребенок работает медленнее и чаще ошибается.

Вместо того чтобы хвататься за несколько дел сразу, лучше выделить время на выполнение одного задания и не отвлекаться, пока работа не будет выполнена полностью. Такой подход повысит общую продуктивность и позволит добиться хороших результатов. И как бонус — наполовину сократит срок выполнения задачи.

Начать с самого сложного задания

Часто дети берутся за легкие задания в первую очередь, а сложные оставляют на потом. Кажется, так будет проще «раскачаться» и не думать о том, сколько еще предстоит сделать. Но получается, что к сложной задаче ребенок приступает уставшим. Неразумно тратить силы на ерунду, а к важному относиться по остаточному принципу.

Убрать внешние раздражители

Дети думают, что нет ничего страшного в том, чтобы одновременно делать уроки и писать в чате или отвечать на СМС. Но такие помехи не дают сосредоточиться на учебе.

Лучше позаниматься полчаса, потом сделать перерыв и отдохнуть перед телевизором, чем потратить час, пытаясь сосредоточиться под шум телешоу.

Чтобы не отвлекаться на смартфон, можно попробовать простой прием: надеть на телефон канцелярскую резинку, резинку для волос или наклеить сзади кусок изоленты. Каждый раз прикасаясь к гаджету, ребенок будет чувствовать посторонний предмет и вспоминать, что нужно вернуться к работе над заданием.

Еще можно придумать условный знак, который даст окружающим понять, что школьник занят важным делом и его нельзя отвлекать. Ободок в виде короны, яркая жилетка или табличка «Не беспокоить!» на двери в комнату — подойдет что угодно, что избавит от лишних вопросов со стороны.

Делать перерывы

Многие сидят за уроками слишком долго, устают и теряют способность сосредоточиться. Поэтому важно находить время не только для работы, но и для отдыха. Перерывы дают мозгу время на обработку информации, улучшают самочувствие и помогают поддерживать мотивацию.



Источник

Младшие школьники должны начинать с занятий по 30 минут и 10-минутных перерывов. Подростки способны сосредоточенно работать 45–60 минут, после чего нужен 15-минутный перерыв.

Чтобы помочь телу и мозгу восстановиться после напряженного учебного дня, можно принять ванну или душ, посидеть в тишине или выполнить несколько простых физических упражнений. Главное, заниматься тем, что не требует концентрации. Цель перерыва — забыть обо всем, что связано с учебой, и «подзарядить батарейки».

Поспать днем

Этот совет может показаться подростку странным. Но, на самом деле, причиной отвлечения может быть обычная усталость. В компании с недосыпом она заставляет организм вырабатывать гормоны стресса. Как результат — снижается самоконтроль.

Вот почему так важно высыпаться ночью. А если не получается — восполнять недостаток сна днем.

Использовать приложения для концентрации

Когда ребенок выполняет задание на компьютере, не отвлекаться помогут приложения для концентрации.

  • StayFocusd ограничивает время, проведенное на развлекательных сайтах. Во время просмотра запрещенных страниц иконка приложения в правом верхнем углу браузера становится красной. За одну или пять минут до окончания отведенного времени, программа пришлет уведомление. После чего сайты станут недоступными до конца дня.


  • Forest — еще одна программа для улучшения продуктивности. Здесь можно выбрать промежуток времени, на который хочется сосредоточиться, и включить таймер. На экране начнет расти дерево. Если не трогать смартфон, дерево вырастет. В противном случае — погибнет. Из таких деревьев концентрации может вырасти целый лес.

Бонус. Упражнение «Игра в названия»

Во время напряженной подготовки к экзамену или контрольной может возникать ощущение, что в голове совершенно пусто, как будто совсем ничего не выучено. В такой момент очень важно быстро встряхнуться и снова погрузиться в занятия. Это упражнение поможет сфокусироваться на настоящем моменте и активизировать область памяти, отвечающую за названия предметов, а также снизить тревогу и повысить внимательность.

  1. Нужно найти тихое место в доме или на улице и засечь 8 минут. Ноги поставить на пол, а спину держать ровно.
  2. Подключить дыхание по схеме 2 + 4 (вдох на два счета, задержать дыхание еще на два и медленно выдохнуть, считая до четырех). Осмотреть пространство перед собой, двигаясь взглядом по часовой стрелке и называя каждый замеченный предмет.
  3. Теперь нужно осмотреть все в направлении против часовой стрелки, снова называя все предметы, которые попадаются на глаза.
  4. Повторять шаги 2 и 3, пока не закончится время.
  5. В завершение еще раз подышать по схеме 2 + 4.

Снижение концентрации внимания — частое явление во время занятий. Чтобы ребенок быстрее справлялся с задачами и успевал отдыхать, важно сводить все отвлекающие факторы к минимуму. Это работает не только со школьным домашним заданием, но и когда он делает работу по дому, ест, играет или занимается хобби, требующим концентрации.

Как школьнику отлынивать от домашней работы на кровати

Анастасия Сизова

Задание: УЧИТЬСЯ РИСОВАНИЮ. Ответ: В магазине увлечений (на фото) покупаем мольберт. Располагаем его в одном из домов. Нажимаем и выбираем "Красить".

Задание: ИГРАТЬ В ПРЯТКИ. Ответ: Для выполнения этого задания нам нужен малыш и еще 1 сим. Нажимаем симом на малыша и выбираем социальное действие "Играть в прятки".

Задание: ПУСТЬ 2 ШКОЛЬНИКА ПОПРЫГАЮТ НА КРОВАТЯХ. Ответ: Выполняем это задание школьниками! Сначала одним школьником нажимаем на кровать и выбираем "Прыгать на кровати", потом другим школьником то же самое. Прыгать должны одновременно!

Задание: НАЧАТЬ КАРЬЕРУ ПОЛИТИКА. Ответ: Данное задание возможно будет выполнить только при условии, что вы построили Ратушу (на фото). Построили! Теперь устраиваем персонажа - нажимаем на иконку ратуши, выбираем персонажа которого хотим устроить на работу, далее появляется выбор специальностей- выбираем "Политик" ( нарисовано зеркало). Нажимаем "Принять".

Задание: ИГРАТЬ С ЛОДКОЙ НА ДИСТАНЦИОННОМ УПРАВЛЕНИИ С ПОЛУДНЯ ДО 2 ЧАСОВ ДНЯ В ПАРКЕ. Ответ: В промежуток с 12 до 2 часов дня идем в парк (на фото). Находим в озере лодку на дистанционном управлении, нажимаем и выбираем "Играть с лодкой на дистанционном управлении".

Задание: ПУСТЬ ШКОЛЬНИК ОТЛЫНИВАЕТ ОТ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ НА КРОВАТИ. Ответ: Внимание! Выполняется ПОДРОСТКОМ. Подростком наживаем на кровать и выбираем "Отлынивать от домашней работы".

Задание: ЗАПОЛНИТЬ ШКАЛУ ПИТАНИЯ ДО МАКСИМУМА. Ответ: Нажимаем на холодильник и выбираем любое действие утоляющее голод, до тех пор, пока шкала питания не заполнится до максимума.
p.s. так же можно воспользоваться микроволновкой или грилем.

Задание: ПРИМИТЕ УЧАСТИЕ В КРУГЛОСУТОЧНОЙ РЫБАЛКЕ В ПАРКЕ. Ответ: Идем в парк (на фото). На пирсе (мосту) находим удочку, нажимаем и выбираем "24-часовая рыбалка".

Задание: ЖАЛОВАТЬСЯ ДРУГОМУ ПЕРСОНАЖУ. Ответ: Одним персонажем нажимаем на другого и выбираем социальное действие "Жаловаться".

Задание: ПОЧИТАТЬ САМУЮ ЧТО НИ НА ЕСТЬ НАСТОЯЩУЮ КНИГУ ИЗ КНИЖНОГО ШКАФА. Ответ: Покупаем книжный шкаф в разделе гостиная. Нажимаем и выбираем "Самая что ни на есть настоящая книга".

Задание: ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ТЕЛЕФОНОМ, ЧТОБЫ ПОЗВОНИТЬ МАМЕ. Ответ: Покупаем телефон в разделе электроника, если у вас его еще нет. Взрослым персонажем нажимаем на него и выбираем "Позвонить маме".

Задание: ПРИГОТОВИТЬ НАРЕЗАННУЮ СВИНИНУ ДВОЙНОГО КОПЧЕНИЯ НА ГРИЛЕ. Ответ: Покупаем гриль в разделе садовая мебель. Нажимаем и выбираем "Нарезанная свинина двойного копчения".

Задание: ВСХРАПНУТЬ НА ДИВАНЕ. Ответ: Покупаем диван в разделе Гостиная, если у вас его еще нет. Нажимаем на диван и выбираем "Всхрапнуть".

Задание: ПУСТЬ ПОДРОСТОК ПОРАБОТАЕТ НАД НАУЧНЫМ ПРОЕКТОМ ЗА ПАРТОЙ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ. Ответ: Выполняется подростком (не школьником). Нажимаем на парту для подростка (продается в разделе Подросток) и выбираем "Работать над научным проектом".

Задание: ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ТРИБУНОЙ В ПАРКЕ. Ответ: Идем в парк (на фото). Находим трибуну, нажимаем и выбираем "Сказать речь".

Задание: ПУСТЬ 3 ПЕРСОНАЖА ОДНОВРЕМЕННО ПРОКАТЯТСЯ НА МАШИНАХ. Ответ: Нам нужно чтобы у 3х персонажей были машины. Покупаем их в автосалоне (на фото). Если у Вас его еще нет, строим. Затем, сначала одним персонажем нажимаем на машину и выбираем "Прокатиться на машине". Переключаемся на другого персонажа, делаем то же самое. Переключаемся на 3его и повторяем процедуру.

p.s. После можно перейти на карту города и собирать доход от катаний, кликая на нотки, появляющиеся на карте.

Задание: ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ДУШЕМ ДРУГОГО ПЕРСОНАЖА. Ответ: Идем одним симом в дом другого сима (с помощью свистка на панели слежения за персонажами), нажимаем на душ и выбираем "Быстро сполоснуть".

7 причин, почему ваш ребенок не может делать уроки сам

Домашняя работа — тихий ужас большинства родителей младших школьников. Папы и мамы словно снова садятся за парты. А надо ли? Ведь они этот путь уже прошли. Поэтому забываем присказку «хочешь сделать дело хорошо, возьмись за него сам». Такой подход вредит ребенку.

«И у меня на это 5 причин»

Если ученик регулярно отлынивает от домашнего задания, значит, у него есть на то причины. Пройдемся по основным.

1. Маленький ученик не вышел из игрового режима

Как правило, это детки 1–2 класса. В школе учебный процесс организует учитель. А дома? Иногда ребенок просто не знает, что надо делать, чтобы сесть за уроки. В таком случае поможет список дел. Распишите и разберите подробно все действия вместе: во сколько, что для этого нужно, необходимые предметы, когда сделать перерыв. Чем ярче и подробнее чек-лист, тем легче и быстрее настроится ребенок на уроки. Вы можете также подготовить отдельные списки для русского, математики, чтения.

2. Не понимает тему урока

Например, пропустил по болезни и не смог разобраться. Спросите, в чем конкретно он испытывает затруднения, и помогите восполнить пробелы в знаниях.

3. Его пугает объем

Такое часто случается с детьми, которые работают очень медленно. Научите ребенка разбивать учебный материал на отдельные части и делать перерывы в работе. Лучше, если 15 минут ребенок будет заниматься уроком, а затем 5 минут у него отдых. Вот небольшая игра для переключения внимания. Например, договоритесь вместо числа, которое кратно 3, хлопать в ладоши: 1, 2, хлопок, 4, 5, хлопок и т.д.

4. Учеба дается ребенку слишком легко

Это тоже может стать проблемой: ему попросту будет просто скучно сидеть за уроками. Самое лучшее — подобрать такие кружки, дополнительные занятия, которые будут поддерживать его познавательную активность и интересы. Понять, что вашему ребенку неинтересно учиться, можно по таким моментам: у нет проблем с успеваемостью, но учитель жалуется, что он отвлекает на уроке других ребят; быстро и легко выполняет задания, которые вызывают интерес, но оттягивает время уроков всякий раз, когда ему не нравится предмет или тема; открыто говорит, что ему скучно, ничего нового.

5. Ребенок чрезмерно рассеянный

Чаще всего причиной рассеянности у школьников становятся: низкий уровень работоспособности, не сформированное по возрасту мышление, импульсивное восприятие, хронические заболевания, последствия неблагополучного появления на свет, травмы головы.

Надо подобрать правильное питание и витаминный комплекс, соблюдать режим дня, исключить чрезмерную нагрузку, сократить время, проведенное за планшетом и телевизором. Также стоит обратиться к детскому неврологу, нейропсихологу и окулисту.

Скамейка запасных — еще две причины

Выше перечислены пять самых распространенных причин, по которым ребенок не хочет делать домашнее задание. Но есть еще две, о которых тоже стоит упомянуть.

6. Страх перед родителями

Дети не говорят об этом прямо, но в ходе игры и беседы можно узнать, что дети боятся собственных родителей. Когда взрослым не хватает терпения, они начинают кричать на ребенка, обзывать обидными словами, иногда доходит до прямых угроз: «Будешь неделю сидеть без мультиков». Всё это негативно сказывается на внимании.

7. Страх перед учителем

Если педагог высмеивает ученика перед всем классом, отчитывает за промахи, подчеркивает его неудачи, то ребенку сложно сосредоточиться на уроке, он отказывается отвечать у доски, зажимается и боится обращаться за помощью.

Крики, чрезмерная строгость — все это отталкивает детей от домашних уроков и от учебы в целом.

Прежде чем переходить к наработке самостоятельности и ответственности за уроки, важно понять, какие из перечисленных семи причин имеют отношение к вашему ребенку. Если вы нашли хотя бы одну причину, которая мешает ребенку, направьте усилия на ее устранение. А теперь уже можно подумать над тренировкой самостоятельности.

8 шагов к успеху

Установленный порядок — основа самостоятельности. Его нужно выработать. Как это сделать?

1. Настройтесь сами. Терпение и доброжелательность — вот что вам понадобится. Если вы напряжены, это будет передаваться ребенку и вызывать сопротивление.

2. Приготовьте часы или таймер. Черновые листы, где можно быстро черкать при необходимости. Ручки, линейки, карандаши, учебники. Все должно быть под рукой с самого начала.

3. Придумайте вместе «позу внимания», т.е. действие, которое будет возвращать внимание ребенка к урокам. Например, сделать глубокий вдох и потянуться мысленно макушкой к потолку.

4. Пусть ребенок выберет предмет, с которого начнет. Приятно же иметь иллюзию свободы выбора («с чего начнешь, с русского или математики?»). Пусть она у малыша будет.

Предложите ребенку выпить стакан воды, растереть ладони и уши. Это активизирует отделы головного мозга и обычно повышает работоспособность.

5. Прочитайте вместе с ребенком задание к упражнению. Убедитесь, что он его понял, то есть может легко передать его суть своими словами. Если необходимо, разберите пример правильного выполнения.

6. Нарисуйте столько небольших кружков в черновик, сколько дано заданий к этому упражнению. Например, списать, подчеркнуть, выделить — это будет три круга. По мере выполнения заданий закрашивайте кружочки в черновике. Так ребенок научится делать их полностью. И главное, у него появится физическое ощущение завершенного дела.

7. Включите таймер на 20 минут. Сигнал таймера — важно. Обязательно сделайте перерыв. Пусть ребенок попьет воду, попрыгает. Прохлопайте ладонью шейно-воротниковую зону, разотрите ушки. Через 5 минут можно продолжить выполнять задание, либо перейти к следующему.

Если чувствуете, что ребенку действительно не дается какая-то тема, сначала объясните и научите и только потом спрашивайте.

Как усадить ребенка за уроки? 4 способа от Екатерины Мурашовой

Домашнее задание: 20 минут вместо двух часов. Советы психолога

Екатерина Мурашова семейный психолог, автор книг, проводит лекции для родителей

Сесть за уроки, начать делать домашнее задание бывает трудно для всех школьников — но особенно для мальчиков, особенно в начальной школе и особенно весной. Стоит солнцу заглянуть в окно — и остатки воли как будто улетучиваются. Что делать родителям, чтобы деланье уроков не занимало по нескольку часов, — и как научить ребенка справляться с ними самостоятельно?

Как усадить ребенка за уроки? 4 способа от Екатерины Мурашовой

— Петя, кончай маяться дурью, пора за уроки садиться.

— Сейчас, я еще немного поиграю.

— Петя, ну что это за игра — бегать за кошкой! — в голосе матери слышится раздражение. — Тебе же не три года, а почти десять!

— Так я бы в компьютер поиграл, — живо откликается вихрастый, конопатый Петя. — Да ты мне не разрешаешь!

— Компьютер — это тебе вредно для глаз! — наставительно говорит мать. — Доктор в поликлинике сказал: не больше получаса в день. И в Интернете я тоже читала.

— А я полчаса! Вот полчаса, и всё! — лукавая Петина мордочка становится по-кошачьи умильной (тесное общение с кошкой явно не проходит даром). — Мамочка, можно?

— Сначала нужно сделать уроки.

— Тогда я еще поиграю.

— Хватит тянуть резину! — уже почти выходит из себя мать. — Так можно опять до вечера проваландаться! Сел, сделал — и занимайся потом чем хочешь! Хоть рисуй, хоть книжку читай, хоть модель собирай, которую папа тебе купил.

— А она не собирается.

— Да ты и не пробовал толком! Начал и бросил, как и всё, что ты делаешь!

— У меня правда не получается! Она сложная, я хочу, чтоб папа мне помог.

— Я, может быть, тоже хочу, чтобы папа мне помог, да где он? Где? — повышает голос мать. — Вот чтобы он вспомнил, что у него есть сын, и тебе сказал наконец по-мужски, что сначала надо дело сделать, а уже потом. Садись за уроки, я тебе сказала!

— Мам, а можно я творожок сначала съем, а потом уже сразу. Что-то есть хочется.

— Уроки! — орет мать. — Ты полтора часа назад обедал! Бери учебники и садись за стол, я тебе сказала! Иначе я не знаю, что с тобой сделаю.

— Сейчас, сейчас, только водички попью. и в туалет схожу.

— Ну что, ты сделал упражнение? Еще не переписал? Да чего там переписывать, там же восемь строчек всего. Почему у тебя опять машинки на столе?! (машинки летят в угол). Сколько раз можно говорить: игра — игрой, а уроки — уроками! Что же мне, над тобой безотлучно стоять, как в первом классе?! Как будто у меня своих дел нет.

— Ага, — кивает Петя. — Ты постой, пожалуй. А какую букву тут вставить?

— Ты сам должен знать! Мы с тобой позавчера полдня правило учили.

— А ты вспомни. Или пролистай параграф и в учебнике прочти.

— Ты мне лучше скажи, и всё.

От безмятежности сыновьей физиономии у матери начинают трястись руки. Она сдерживается из последних сил, так как знает, что орать на детей — непедагогично.

— Ты что, ответы в этих примерах с потолка писал?

— Да как же ты решал, если у тебя пять плюс три получается четыре?!

— А. Это я не заметил.

— Да я не знаю, как ее решать. Давай вместе.

— А ты вообще пробовал? Или в окно смотрел и с кошкой играл?

— Конечно, пробовал, — с обидой возражает Петя. — Сто раз.

— Покажи листочек, где ты решения писал.

— А я в уме пробовал.

— А что вам по английскому задали? Почему у тебя ничего не записано?

— Ничего не задали.

— Так не бывает. Нас Марья Петровна специально на собрании предупреждала: я даю задание на дом на каждом уроке!

— А в этот раз не задала. Потому что у нее голова болела.

— С чего это вдруг?

— А у нее собака на прогулке сбежала. Беленькая такая. С хвостиком.

— Прекрати мне врать! — визжит мать. — Раз не записал задание, садись и делай подряд все задания к этому уроку!

— Не буду я, нам не задавали!

— Будешь, я сказала!

— Не буду! — Петя швыряет тетрадь, вслед летит учебник. Мать хватает его за плечи и трясет с каким-то почти нечленораздельным злобным бормотанием, в котором угадываются слова: «уроки», «работа», «школа», «дворник» и «твой отец».

Потом оба плачут в разных комнатах. Потом мирятся. На следующий день всё повторяется сначала.

Как усадить ребенка за уроки? 4 способа от Екатерины Мурашовой

Не хочу учиться

Именно с этой проблемой ко мне приходит почти четверть моих клиентов.

Ребенок уже в младших классах не хочет учиться. Не усадить за уроки. Если все-таки усаживается, все время отвлекается и всё делает тяп-ляп.

Ему вечно ничего не задано. На приготовление уроков тратится страшно много времени, и в результате ребенок не успевает погулять, поиграть, сходить в какой-то кружок, заняться еще чем-нибудь полезным и интересным.

Вот схема, которую я использую в этих случаях.

  1. Ищу в медицинской карточке с самого начала, есть ли (была ли) какая-нибудь неврология. Буквы ПЭП, ППЦНС или еще что-нибудь в этом роде.
  2. Выясняю у родителей, что у нас с честолюбием. Отдельно — у ребенка (переживает он хоть немного за ошибки и двойки, или ему совершенно все равно) и отдельно — у самих родителей (сколько раз в неделю они рассказывают ребенку, что учеба — это его работа и кем и как он должен стать путем тщательного приготовления уроков).
  3. Подробно расспрашиваю, кто и как отвечает за это самое выполнение домашнего задания. (Хотите верьте, хотите нет, но в тех семьях, где все пущено на «самотек», проблем с уроками, как правило, и нет. Хотя, конечно, есть другие.)
  4. Как могу, объясняю родителям, что это именно им (и учителям) нужно, чтобы ребенок-младшеклассник готовил уроки. Ему самому это низачем не нужно. Вообще. Он бы поиграл лучше. Взрослая мотивация («Я должен сейчас сделать неинтересное это, чтобы потом, несколько лет спустя. ») появляется у детей никак не раньше пятнадцати лет. Детская мотивация («Хочу быть хорошим, чтобы мама / Марья Петровна похвалила») обычно исчерпывает себя к 9–10 годам. Иногда, если ее очень эксплуатируют, — раньше.

Учебная мотивация: что делать, если ее нет?

Тренируем волю. Если соответствующие неврологические буквы в карточке обнаружились, стало быть, у ребенка собственные волевые механизмы слегка (или даже сильно) ослаблены, и родителю всяко придется над ним некоторое время «зависать» — по показаниям, вроде таблеток. Иногда просто достаточно держать руку у ребятенка на голове, на макушечке — и он в этом положении за двадцать минут все задания (как правило, небольшие) благополучно сделает.

А вот надеяться, что он их все в школе запишет, не стоит ни разу. Поэтому нужно сразу завести альтернативный канал информации. Вы сами знаете, что вашему ребенку задали, — и хорошо.

Но волевые механизмы нужно развивать и тренировать, иначе они так никогда и не заработают. Поэтому регулярно (например, раз в месяц) следует немного «отползать» со словами: «О, сын мой (дочь моя)! Может, ты уже стал так могуч, взросл, умен и т.д., что сможешь сам переписать упражнение? А задания к нему сделаем вместе. Сможешь сам встать в школу по будильнику. Сможешь решить столбик примеров?». Если не получилось: «Ну что ж, пока недостаточно могуч. Попробуем еще раз через месяц». Если получилось — ура!

Проводим эксперимент. Если тревожных букв в медицинской карточке нет, а ребенок вроде бы честолюбив, можно провести эксперимент. «Отползти» много существеннее, чем описано в предыдущем пункте, и дать ребенку «взвеситься» на весах бытия: «Что могу я сам?». Если нахватает двоек и даже пару раз в школу опоздает — ничего страшного.

Тут что важно? Это эксперимент, не мстительный («Вот я тебе сейчас покажу, что ты без меня. »), а дружелюбный («А вот давайте посмотрим. »). Ребенка никто ни за что не ругает, но вот малейшие успехи поощряют и закрепляют за ним в пользование: «Отлично, оказывается, мне не надо больше вот тут над тобой стоять! Это была моя ошибка. Но как я рада, что все выяснилось!». Надо помнить: никакие теоретические «договоры» с младшими школьниками не работают, только практика.

Ищем альтернативу. Если нет ни медицинских букв, ни честолюбия (у ребенка), то надо школу пока оставить влачиться как есть и искать ресурс вовне — то, что ребенку интересно и что у него получается. Для каждого что-то такое есть. Если ребенок где-то будет комфортен и успешен, то школе от этих щедрот тоже достанется — от грамотного повышения самооценки все дети становятся чуть ответственнее.

Меняем установки. Если у ребенка есть буквы, а у родителей — честолюбие («дворовая школа — это не для нас, только гимназия с усиленной математикой!»), то ребенка оставляем в покое и работаем с родителями.

Таков тот алгоритм, который обычно предлагаю родителям «Пети» я сама. Но среди наших читателей есть еще и педагоги, и психологи. Может быть, они захотят что-то оспорить или, наоборот, добавить или уточнить? Ведь проблема более чем распространенная, и их опыт наверняка многим пойдет на пользу. Пишите!

Ох уж эти уроки!

Как научить ребёнка готовить уроки и воспитать в ребенке чувство ответственности.

Татьяна Шишова педагог, психолог, член Союза писателей России, драматург

Сколько слез пролито из-за них детьми, сколько нервов истрепано взрослыми!

"Засадить сына за уроки невозможно. Все время у нас скандалы, нытье. А когда наконец заставишь сесть за письменный стол - начинает отвлекаться, считать ворон, обманывает, говорит, что ничего не задано. Замучилась я с ним!" - сетует мать.

"Ну да! В школу поступал - учителя говорили: "Способный мальчик". А сейчас только задачник по математике откроет - и сразу лицо тупое, глаза стеклянные. Элементарных вещей не знает!" - вторит ей отец.

И, конечно, рефреном звучит вопрос: "Что делать? Как воспитать в ребенке чувство ответственности?"

Невыполненные уроки и трудности в школе

В чем же дело?

Большинство родителей считает, что в основе отказа ребенка готовить уроки лежит обыкновенная лень. Но зачастую тот же самый "ленивый" ребенок часами что-то мастерит или читает, охотно моет посуду, пылесосит квартиру, лепит пирожки. Выходит, дело не в природной лени. А в чем же?

В паническом страхе неудачи. Страх настолько сильный, что он мешает ребенку сосредоточиться, делает его поведение хаотичным. Причем ребенок, в отличие от взрослого, далеко не всегда отдает себе отчет в том, что с ним происходит. И от этого хаотизируется еще больше.

А иные дети, наоборот, от страха затормаживаются, частично или полностью отключаясь от происходящего. Вид у них при этом отрешенный, почти безмятежный. На самом же деле ребенок глубоко травмирован школьными неудачами, и если вовремя эту травму не устранить, может развиться так называемый "школьный невроз". А он чреват и нервными срывами, и различными психосоматическими заболеваниями. Поэтому следует запастись терпением и помогать сыну или дочери готовить уроки. Даже если, по вашему мнению, они вполне способны делать их самостоятельно.

В объективных трудностях, которые ребенок испытывает при обучении. Если ваш сын постоянно отлынивает, например, от занятий по математике, не торопитесь навешивать на него ярлык патологического лодыря. Возможно, ему не дается логическое мышление. В этом случае после того, как трудности остались позади, школьник обычно перестает отлынивать от уроков.

В желании привлечь к себе внимание взрослых, которое ребенок выражает таким образом - не садясь за уроки. Таким детям не хватает родительского тепла. Они чувствуют себя одинокими и понимают, что школьная неуспеваемость - это чуть ли не единственный способ вызвать беспокойство взрослых.

"Когда все нормально, мама меня не замечает. У нее слишком много дел", - честно признался двенадцатилетний мальчик, мать которого жаловалась на то, что сын не садится днем за уроки, а дожидается ее прихода с работы и потом целый вечер "тянет резину", не давая ей ни минуты покоя.

Угрозы и наказания в данном случае тоже неэффективны. Ведь по сути получается, что ребенка наказывают за его жажду любви. Поэтому прежде всего окружите сына или дочь теплом и заботой. Даже если вам кажется, что они получают все это с лихвой.

Когда ребенок делает уроки, придвиньтесь к нему поближе, погладьте по голове, по спинке, пошепчите на ухо что-нибудь ласковое и ободряющее. Часто детям нужна не столько реальная помощь, сколько открытое выражение родительских чувств. Поэтому главное не раздражаться и не считать потерянным то время, которое вы проведете, сидя рядом с детьми за письменным столом.

В избалованости. Тут главное соблюдать принцип "утром деньги, вечером стулья". К примеру, хочет сын пригласить приятеля - пожалуйста, но прежде пусть выполнит домашние задания. И никаких авансов!

- Допустим, ваш сын не согласился сесть за уроки, вы в ответ не разрешили ему играть в компьютер. Что он делает дальше? - спрашиваю я обычно родителей на консультации.

Ответы стандартны: играет в игрушки, смотрит телевизор, идет погулять. То есть фактически ребенок все равно развлекается, наплевав на родительские требования, и родители это допускают. В результате они своего добиться не могут, и у всех (в первую очередь у самого ребенка!) складывается ложное впечатление, будто бы он совершенно непобедим.

Как заставить ребенка делать уроки? Профилактика "пофигизма"

Чтобы с поступлением ребенка в первый класс вся ваша жизнь не превратилась в бесконечную позиционную войну, важно придерживаться следующей тактики:

- Постарайтесь внушить ребенку, что уроки - это его дело, ибо учится он не для мамы с папой и не для бабушки с дедушкой. Родителям обычно кажется, что если детям по сто раз не напоминать про уроки, они все на свете позабудут. Но в действительности это не так. Ученики начальных классов еще очень трепетно относятся ко всему, что связано со школой. И признаться перед всеми, что ты не выучил урок, им гораздо страшнее, чем, скажем, восьмиклассникам, которые подчас даже бравируют своим наплевательским отношением к учебе. Так что пусть почувствуют последствия собственной безответственности. Пусть пару раз сходят в школу с несделанным упражнением по русскому языку или с нерешенной математической задачей. Это гораздо полезней, чем вам полдня трепать себе нервы, умоляя чадо приступить к урокам и тем самым создавая у него впечатление, будто он делает это только ради вас.

- В вопросе приготовления уроков жестко придерживайтесь принципа "единственной альтернативы". Да, домашние задания - это дело ребенка, и он волен выбирать, готовить их или нет. Однако за двойку, полученную в результате невыученных уроков, следует лишать его каких-то важных жизненных благ. Тогда выбор в пользу безделья окажется невыгодным, однако прямого принуждения ("Я кому сказала, марш за стол"!) удастся избежать.

В действенности этого принципа я убедилась не только на чужом, но и на собственном опыте. В классе пятом - шестом мой старший сын вдруг "засачковал". Вместо того, чтобы взять приготовление домашних заданий под жесткий контроль, я поставила сыну жесткое условие: за тройку по математике или по русскому он на неделю лишается возможности пойти в компьютерный клуб. Тогда они только-только появились, и попасть туда было заветной мечтой каждого мальчишки. Тройки тут же исчезли, и при этом в процесс приготовления уроков я вроде бы не вмешивалась.

Татьяна Шишова, психолог, по материалам сайта "АиФ Семейный совет".

С моей точки зрения, список причин полезный, но неполный.
Есть еще как минимум две причины, вызывающие похожее поведение детей.
Первая - бывает так, что ребенок недопонял или неправильно понял какую-либо тему или даже один новый термин. Ни учитель, ни ребенок могут не заметить этого сразу, но впоследствии это приводит к накапливанию "нестыковок", и может вызывать внутреннюю растерянность и даже психосоматические проявления - головную боль и тошноту. Родители могут определить такое состояние и помочь ребенку вернуть "здоровое" отношение к предмету - задайте ему вопросы по темам, которые пройдены месяц - два назад, и Вы увидите, что он отвечает легко и уверенно. Пройдитесь "крупными мазками" вперед, и если заметите, что с некоторого момента речь ребенка замедляется, взгляд становится расфокусированным, пропадает желание отвечать на вопросы - значит, непонятая тема находится несколько раньше. Помогите ребенку разобраться - и сегодняшние уроки он сможет делать сам.
Вторая причина - негативное отношение учителя, навешивание ярлыков и выделение любимчиков. Проведенные исследования показывают, что даже опытные и, в общем, доброжелательные учителя гораздо чаще обращаются и поощряют "отличников", чем других ребят. А детям часто важна даже не похвала, а просто - нормальная обратная связь. Они остро реагируют на несправедливость - "я тоже готовился, а спрашивают только его!". Это быстро снижает самооценку ребенка и он теряет интерес к учебе.
Я уже не говорю об учителях, которые просто травят своих учеников постоянными придирками и ярлыками - "Вы тупицы, бездельники и бездари!". Не далее как на прошлой неделе пришлось столкнуться с таким случаем - при слове об уроках у девочки просто истерика начинается. При том что ребенок совершенно нормально развит во всех отношениях.
Так что причин довольно много.
И я полностью согласна с тем, что ребенку в таких случаях нужна помощь родителей. И не в том, чтобы сидеть с ним часами, а именно в том, чтобы понять и устранить причины проблем.

Насчет ранней специализации - полностью согласна. Какая там ранняя, если и к концу школы не всегда можно понять, где оно, призвание. А уж в начальной школе - я за гармоничное развитие, и чтобы попробовать побольше разных занятий. Насчет дальше - я пока тоже не замахиваюсь, посмотрим, что через пару лет проявится, тогда будем думать.
И еще в чем тоже согласна и даже сама убедилась - нужно надеяться и (как бы это поточнее выразиться) мечтать (у меня получается нечто вроде "намечтывать" :)) себе такую школу или другую форму, которую хочется. Глядишь - и реализуется к нужному сроку. Мысль-то материальна .
Тут главное - не мельчить, мечтать - так на всю катушку :)).
Насчет семейного образования - у вас еще ведь дочка маленькая? По своей я заметила, что с некоторого возраста (может, лет с 5-6) занятия в группе (небольшой) увлекают ее больше, чем когда она одна. Ко мне она прибегает, когда у нее вопросы появляются, что-то растолковать, обсудить ее соображения. Активно интересуется моими занятиями (тут недавно заставила меня учебник по истории психологии на ночь ей читать, выслушала главу о душе в понимании Платона, утверждает, что очень интересно :). То есть, учится всему, что по "ходу пьесы" происходит. А вот чуть глубже и систематичнее - в школе лучше воспринимает. Она вообще больше любит с детьми играть, одна почти не играет.
Ну ладно, спасибо за интересную беседу,
поздравляем с наступающим днем рождения, желаю вашей дочурке воспринимать мир разноцветным, теплым и радостным, с непременным присутствием оптимистичных изумрудно-зеленых и желтых тонов!
Светлана и Настя

Школа уж точно вряд ли сделает. Вообще-то я и сама в задумчивости - что случилось? Когда я в школе училась, мне тоже все легко давалось, и с учителями - было, конечно, всякое, но на учебе это не сказывалось. Сейчас не могу даже понять, что же меня мотивировало? Вроде и радости большой не помню, но и негатива особого - тоже. Так, довольно нейтральное впечатление. Однако помню, что хорошо учиться - это было естественно. А сейчас у многих деток какое-то совсем другое отношение к учебе, действительно, многие не хотят учиться, и даже обсуждать эту тему отказываются. Кто что думает - почему?
Мне вот сейчас подумалось, что возможно, пример родителей сказывался - они с удовольствием работали и общались в рабочей компании, а мое дело было -учиться, и я старалась находить и находила в этом удовольствие.
Возможно, сейчас родители находятся в большей неопределенности и меньше заинтересованы работой, и детям это передается?
Поделитесь, кто может!

Ну, уровень начальной школы мы семейными усилиями определенно сами потянем :). Я категорически против специализации и углубления с первого класса. В начальной школе я мечтала стать водолазом :).
Вот про "дальше" и начинаются наши с ним основные споры. Хотя, если объединиться с парой-тройкой семей, поставивших себе аналогичную цель, то можно будет и нанять недостающих "спецов".
А в принципе в этом месте дискуссия всегда переходит в русло "а насколько необходимо общее, неспециализированное образование."

Я по натуре не люблю долгосрочных планов. :). Но "брожение" по И-нету начала именно с просмотра рейтингов школ. Расстроилась настолько, что почти приняла мужнину точку зрения :(.

Пока тихо надеюсь, что когда придет время, что-нибудь само выкристаллизуется :). Да еще дочка у меня очень ноябрьская ;). Время на раздумья есть :).

Про начальную школу вообще очень мало что помню :). Помню только, что с любым вопросом, даже самым маленьким, приходила сразу к папе. И еще помню, что мне внушали: учиться хорошо - это нормально, желать достижения большего - это нормально, помогать тем, кто в этом нуждается - это нормально, много читать - это нормально, не ввязываться в "кулачные" выяснения отношений - это нормально. Не хорошо или плохо, а именно нормально. Это норма, понимаете?

А вот противоположное поведение - ненормально. В общем, герой не может быть положительным и при этом непрерывно расшвыривать "плохих" направо и налево. Нельзя быть "частично положительным".

Пардон за сумбур! Дело по-моему в кОмплексном отношении к жизни :).

Было бы всё так просто,я в своё время и уроки не очень-то делала и обьяснений учителя мне было достаточно. Да и школа была одна из лучших где требовали по-максимуму.А гляжу на свою дочь и расстраиваюсь,вроде уроки делает,хоть и без энтузиазма,а математика всё равно хромает,да и языки тоже,и не знаешь что делать,заставлять заниматься,но не весь же день,а ведь не глупая,но почему у меня получалось самостоятельно,а у неё нет?Пытаешься обьяснить что это ей же лучше,а в ответ слышишь что задание сделала,а больше не обязана.Вот вам дилемма.

Ага! А ведь это так просто, если нормально объяснить, правда же?
По мне, раз у нас детей в школах становится меньше и у учителей загрузка падает, так лучше бы вместо 12-летки ввели второго преподавателя хотя бы в младших классах - один дает материал, а второй - вроде супервайзера, помогает каждому ребеночку растолковать, что к чему, и зачем все это надо :)) Пользы бы в неисчислимое количество раз больше было бы. А то они со второго класса просто не слушают ничего, хоть 20 лет учи.
Ой, побьют меня.

Читайте также: