Как разложить кровать в плацкарте

Обновлено: 17.05.2024

Имеет ли пассажир верхней полки право позавтракать или пообедать на полке соседа внизу?

Имеет ли он право положить свою ручную кладь под нижнюю полку соседа?

Имеет ли он право вообще весь день сидеть на нижней полке, а на верхней только спать?

Какие документы все это регламентируют?

Однажды я ехала на нижней полке, но соседка с верхней спустилась ко мне с утра и сидела там весь день. За день путешествия я ужасно устала, но мне некомфортно было просить человека не сидеть на моей полке, ведь весь день находиться на верхней полке тоже невозможно. Таким образом, моя ненастроенность на конфликт привела к тому, что поездка не была комфортной.

В другой раз я ехала на верхней полке, только зашла в поезд, дедушка снизу уже запрещает класть багаж под его полку, уже настроен на конфликт. А когда речь зашла о том, что нужно поужинать, он сказал, что это прекрасно можно сделать на верхней полке (Ваше место верхнее - на нем и сидите).

Все же чаще мне приходилось ехать с понимающими людьми, с которыми удавалось найти компромисс, взаимное уважение лучше всяких правил. Но неужели у РЖД нет никаких правил относительно прав пассажиров на верхней полке?

Я хотела бы напомнить, что вагон, в котором вы едете, называется спальный вагон. И все места в спальном вагоне являются местами для лежания. И пассажир с нижней полки имеет законное право лежать на своей полке в течение всего времени поездки.

В правилах проезда сказано, что пассажиры на время поездки обязаны занять место, которое указано в билете.

Иначе говоря, по закону каждый пассажир получает билет на определённое место, которое он имеет право занять и использовать по своему усмотрению: спать, лежать, есть, читать, … На период поездки каждый пассажир - хозяин своего места. И только Он распоряжаетесь им, как захочет. И если пассажир с нижней полки захочет, как радушный хозяин, пустить на свою полочку пассажиров сверху – он пускает, но если не захочет – это его право. Он заплатил за своё место.

Хотела бы ещё напомнить, что места на верхние полки стоят в 2 раза дешевле, чем места на нижние. Получается, что нижние пассажиры получили комфорт, а верхние – экономию. Каждому – своя выгода.

То же самое касается багажа. Нижний ящик для багажа занимают вещи пассажира снизу. Для пассажиров сверху предусмотрена верхняя полка.

Это по правилам проезда, но есть ещё правила общечеловеческие, главным среди которых является умение договариваться друг с другом.

Просто не надо молчать, а надо разговаривать. Сразу в начале пути обозначить свои нужды, попросить разрешения на какой-то срок воспользоваться нижней полкой. Мир не без добрых людей, и кто-то из двух пассажиров снизу, обязательно, уступит.

Только и пассажирам с верхних полок тоже не стоит злоупотреблять "гостеприимством", рассиживаясь на нижнем сидении до 9-10 часов вечера. А то получается, что пассажир сверху приобрёл за 50% стоимости билета - полтора места, в то время как пассажиру нижней полки приходится за 100% стоимости билета делить полку ещё с кем-то. Непорядок.

Куда положить вещи в плацкарте?

Под нижней полкой в плацкартном вагоне находится рундук - ящик для вещей. Он не во всю длину полки - к стенке у окна он не примыкает, там перегородка. Обычно вещи складывают туда и пассажиры снизу, и пассажиры сверху. Так что едущих внизу иной раз приходится беспокоить. Когда много вещей или есть не помещающиеся снизу длинномеры, что-то можно водрузить на третью полку (где лежат матрасы и одеяла). Главное, чтобы оттуда ничего не грохнулось. На боковушках хуже: там нет рундука, есть только пространства по трети длины полки по её краям. Рюкзак туда не засунешь. Зато дорожная сумка не очень большая вполне помещается.

Если Вы едете на нижней полке, можно сказать, что Вам повезло: в этом случае можно положить вещи в рундук (место под нижними полками). Если же Вам досталось место на верхней полке, то можно попросить соседей снизу (если, конечно, они адекватные и их вид внушает доверие - к примеру, мама с детьми или бабушка с внуками), положить Ваш чемодан с вещами к ним под полку, если там еще осталось место.

Однако сразу оговорюсь, что все самое ценное лучше хранить у себя под подушкой, и носить с собой даже в туалет: ведь , к сожалению, бывают и такие ситуации, когда порядочные с виду попутчику могут прихватить с собой и чужие вещи, в особенности, если будут выходить ночью.

Можно положить вещи и на третью полку, но оттуда они могут упасть при тряске.

Еще один вариант - это договориться с проводником за небольшую сумму денег, чтобы он сложил Ваши вещи у себя на хранение.


В свое время часто приходилось ездить поездами.

Вещей в дорогу брал не много. Когда ехал только в дневное время суток, то вещи держал около себя. Когда же приходилось в ночное время ехать поездом - прятал их под сиденье нижнего места. Если спал на верхнем месте - всю ночь переживал, чтобы мои вещи никто не унес. Самое ценное клал под подушку или рядом с ней под стенку.

В поезде не особо есть выбор, куда же именно положить свои вещи и чемоданы, особенно если чемоданов несколько, и особенно в плацкарте.

Выбор состоит всего из двух возможных мест - это под нижнее сиденье (полку), оно открывается, и вниз можно убрать чемодан, либо на третью полку, которая находится над верхней полкой.



Больше чемодан некуда убрать, разве что прямо на само сиденье, но это можно в дневное время, на ночь придется всё равно убирать.

Сумку с ценными вещами лучше держать при себе, и в туалет ее с собой тоже носить. А вот на ночь, лучше сумку убирать под свое (именно свое) нижнее сиденье, и спать (если только это место полностью закрыто).

Согласно правилам перевозок: пассажиры, проезжающие на нижних полках, имеют преимущественное право на занятие багажных мест рундука. Пассажиры с верхних полок размещают багаж на третьих полках.

Все мы люди и если по-человечески, то всегда можно договориться и разместить весь багаж так, что бы всем было комфортно.

Ценные вещи (фотоаппарат, кошелек, телефон, планшет) лучше всегда держать при себе в небольшой сумочке, либо запрятать их на самое дно, середину вашего большого чемодана.

Мои совет людям, которые не часто путешествуют в поездах:

1) Если есть возможность заранее соберите себе небольшой пакет или сумочку, где будет лежать самое необходимое: туалетные принадлежности, тапочки, пижама, книжка.

2) Вещи, которые в пути вам не понадобятся сложите в чемодан и оберните его упаковочной пленкой или воспользуйтесь багажными замочками.

3) Перед сном свою маленькую сумочку с ценными вещами храните в труднодоступной зоне, например под подушкой или подушкой и стеной, или на третьей полке ближе к окну.

Боковое место в плацкарте: плюсы и минусы

Боковое место в плацкарте: плюсы и минусы

Поездки в вагонах с местами типа «плацкарт» имеют особенности, и многое определяет то, где находится койка. «Неудобные» полки являются предметами спора у попутчиков. Следует хорошо подумать перед покупкой билета на поездку ж/д транспортом в плацкарте.

У вагона с этими местами, по сравнению с купейным аналогом, имеются дополнительные места. У них совершенно иные габариты, расположение и конструкция. Места (сбоку) расположены параллельно коридору вплотную к окнам. Длина составляет 172 и 175 см (вверху и внизу соответственно), а ширина – 55 и 52 см (аналогично).

Боковые места идут в диапазоне 37-54 номеров (под чётными номерами размещены верхние, а под нечётными – нижние спальные места). Иногда невозможно приобрести 53 и 54 место, что связано с их использованием для хозяйственных целей администрацией вагона.

Недостатки и достоинства

У мест (боковых) есть недостатки. Они меньше по размерам, чем аналоги. Это оказывается влияние на комфортность перемещения. Людям с крупными габаритами сложно проводить время во время поездки.

Далее, сон в проходе некачественный, так как рядом постоянно ходят разные люди. Это доставляет пассажиру, который лежит на полке неудобства.

Полка имеет такую конструкцию, что если человек захочет полежать или поспать, то его соседу придётся искать другое место для сидения. Правда у него имеется альтернативный вариант – залезть наверх.

Далее, люди на таких местах вынуждены постоянно следить за вещами, во избежание их кражи посторонними людьми. Это крайне утомительно, особенно при путешествии на дальние расстояния.

Стоит отметить и преимущества полок (боковых). Во-первых, они вполне доступны. При приобретении билета за полчаса до отправления поезда можно наткнуться на свободное место на полке сбоку.

Во-вторых, цена билета гораздо ниже, по сравнению с альтернативами. Порой перевозчик выдвигает выгодные предложения по ценовой политике, которые интересны людям с невысокими доходами.

Имеются ли скидки на места сбоку?

Можно часто встретить от РЖД предложения, которые касаются мест, расположенных сбоку. В основном спрос на эти позиции довольно слабый, так что перевозчик несколько усиливает его при помощи стоимостных рычагов.

Отличие «боковушек» от других вариантов

  1. Ширина полки у «боковушек» меньше на 5 см, по сравнению с иными вариантами. Это не даёт возможности взрослым людям нормального роста отдохнуть полноценно, выпрямившись полностью.
  2. Зачастую пассажиры вступают в конфликт, если один хочет принимать пищу, а другой – предпочитает отдохнуть на нижней полке.
  3. Пассажиры «боковушек» ощущают себя с дискомфортом, поскольку находятся на проходном месте. Такого ощущения нет у пассажиров на стандартных местах.

Кому удобно на «боковушке»?

Билет на боковую полку выгодно приобретать, если поездка длится сравнительно недолго. Подобный вариант могут выбрать невысокие люди, которые любят читать лёжа, расположившись на верхней полке. Выбирать такой вариант могут люди, имеющие ограниченный бюджет на поездку в поезде. Он предпочтителен и для пассажиров, которым срочно нужно уехать в определённое место. Поэтому они приобретают место в любом плацкартном вагоне, несмотря на неудобства.

Как занять самое удобное место в поезде: полезные лайфхаки

Как занять самое удобное место в поезде: полезные лайфхаки - Журнал Виасан

Не все места в поезде одинаковые по комфорту. И дело не только в типе вагона: полки разные по размеру – «боковушки» отличаются от стандартных. В некоторых отсеках не открывается окно, а иногда пассажира поджидает сюрприз – дополнительная стенка, куда упираются ноги. И даже взаимодействие с соседями будет меняться в зависимости от выбранного места.

Выбор места в плацкарте

Именно плацкартный вагон – самый популярный вид пассажирских вагонов в России и странах СНГ. Есть у него еще одно название – спальный вагон открытого типа.

Как занять самое удобное место в поезде: полезные лайфхаки

В плацкарте 54 полки. Места с 1 по 36 – стандартные, с 37-го по 54-е – «боковушки». Нечетные числа обозначают нижние полки, четные – верхние. Лучшие места по отзывам пассажиров – с 13 по 28. А вот 33-38 – в числе худших, ведь рядом находится туалет.


Поможем подобрать тур. Быстро, бесплатно, с вниманием к мелочам.
Просто расскажите, как хотите отдохнуть.

Стандартные места: самые любимые

Нижние небоковые полки – самые популярные, их разбирают быстрее всего. Место удобное: лезть наверх не нужно, рядом есть столик. И только интровертам может быть некомфортно: придется терпеть соседа, если он не сразу захочет перебраться на принадлежащую ему верхнюю полку.

Как занять самое удобное место в поезде: полезные лайфхаки

Нижнее небоковое место

Небоковое нижнее место подойдет, если:

  • Не хочется лезть наверх – удобно, что можно просто прийти и сесть;
  • Важно, чтобы пространства было больше. Эта полка – самая длинная в плацкарте (177 см).
  • Нужно, чтобы вещи были под присмотром: багаж надежно спрятан непосредственно под полкой.

Как занять самое удобное место в поезде: полезные лайфхаки

Небоковое верхнее место

На верхнем небоковом месте удобнее, если:

  • Рост пассажира невысокий: длина полки – 167 см.
  • В приоритете – уединение: такая полка становится личным пространством.
  • В багаже нет ценных вещей (его оставляют на третьей полке или в ящике под нижней полкой).

Есть стандартные полки, которые у многих даже менее любимы, чем «боковушки» – с 33 по 36. Эти места находятся в конце вагона, возле туалета. Пассажиры получают дополнительные «бонусы» в виде неприятных запахов, постоянного потока людей, хлопанья дверьми, сквозняков. Кроме того, у 36-го места есть перегородка сбоку (чтобы ноги не препятствовали открыванию двери).

Боковые места

Нижние «боковушки» хороши, если ехать недалеко. Можно посидеть за столиком, глядя в окно, или почитать книгу. При необходимости стол складывается.

Как занять самое удобное место в поезде: полезные лайфхаки

Нижнее боковое место

В каких случаях удобно на нижней боковой полке:

  • Хочется смотреть в окно: тут лучший обзор и удобное сидячее место.
  • Подходит длина – 176 см.
  • Не беспокоит, что место проходное.
  • Есть готовность делить полку с соседом до того, как он переберется на второй «этаж».

Верхние боковые места более уединенные, но все же мимо постоянно проходят другие пассажиры. Неудобны эти полки и для пассажиров с высоким ростом.

Как занять самое удобное место в поезде: полезные лайфхаки

Верхнее боковое место

Когда стоит выбрать место на верхней боковой полке:

  • Приоритет – уединение.
  • Не беспокоит, что мимо будут проходить люди (чтобы поток был меньше, стоит выбрать полку в середине вагона).
  • Не понадобится сидячее место (не всегда есть возможность спуститься вниз и, например, поесть).

Наименее комфортные полки – 37 и 38 (возле туалета). Не всем нравятся и места 53-54, ведь они расположены возле проводника.

Какое место выбрать

Большую роль играет время года. Летом на верхних местах иногда душно – особенно, если вагон плохо вентилируется. Зимой предпочтительнее центральная часть – там теплее и не чувствуется холод, когда открываются двери.

Еще один критерий – рост пассажира. Обычная длина нижней полки в плацкарте — 177 см, а верхней — 167 см. Ширина — 60 см. Нижние «боковушки» уже стандартных вариантов на 5 см, верхние – на 7 см.

  • 1-4 места – считаются «плохими» из-за постоянных хождений пассажиров (в туалет, к проводнику, к выходу на станциях). Кроме того, 1-2 места несколько короче других по длине. «Боковушки» в начале вагона чаще заняты постельным бельем – в этом случае на два соседа будет меньше. Да и полки, предназначенные для багажа, могут быть забиты пледами и прочими вещами.
  • 5-8 – удобные места. Близко туалет, есть быстрый доступ к кипятку. Рядом проводник, поэтому здесь обычно спокойнее.
  • 9-12 – нельзя открыть окно (аварийный выход). В теплое время года здесь некомфортно из-за духоты.
  • 13-20 – средние места. Через эти отсеки к туалету проходит меньше всего пассажиров.
  • 21-24 – аварийный выход, окно открыть невозможно, летом здесь жарко и душно.
  • 33-36 и 37-38 – места возле туалета. Кроме того, 35-36 немного короче других по длине – на 15 см. У 36 места нет подножки для того, чтобы подняться на полку, и оно дополнительно оснащено перегородкой.
  • 43, 44, 49 и 50 – места возле аварийного выхода (открыть окно не получится).
  • 53-54 часто не встречаются в продаже, на них располагаются пледы.

Левая или правая полка? Можно выбрать в зависимости от того, на каком боку привычнее спать. Если на левом – правую, и наоборот. Тогда можно отвернуться к стене и отдыхать, невзирая на соседей и свет.

Купе: как повысить уровень комфорта

Билеты на верхние места в купе дешевле на 10-20%, а по акции – и до 40%. Скидки чаще действуют на межрегиональные поезда. На петербургское и московское направление есть специальные плавающие тарифы.

На что обратить внимание при выборе места:

  • Первое и последнее купе – среди нелюбимых (с 1 по 4, с 37 по 40 место). Здесь шумно и суетливо. Однако иногда пассажиры предпочитают именно 1-2 место: за стенкой нет пассажиров, а шума биотуалета не слышно вообще.
  • 2 купе (5-8 места). Окно открывается, не возле туалета, удаленность от нерабочего тамбура.
  • 3 и 6 купе не проветриваются. Как и в плацкарте, здесь расположены аварийные выходы.
  • 4 и 5 отсек – самые спокойные.
  • В последнем купе (33-36) иногда неудобно: при спуске воды в биотуалете может быть слышен всасывательный звук.

На выбор может повлиять и рост, ведь длина полок в купе больше, чем в плацкарте. Нижняя – 184 см, верхняя – 183 см. Ширина мест – 60 см.

Если играет роль связь, в коридоре купейного вагона розетки находятся между 3 и 4 купе, а также возле мест 7 и 8.

Сидячий вагон: нюансы

Расположение мест в сидячем вагоне зависит от класса, а схема составляется с учетом количества и расположения мест. Влияет и класс обслуживания.

Как занять самое удобное место в поезде: полезные лайфхаки

Варианты:

  • стандарт для перевозки до 70 человек (2С, 2Р, 2Ж, 2В, 2М, ЗС, ЗЖ);
  • более комфортные, салонного типа (1Ж, 1В, 1С);
  • на основе купейного вагона, двухэтажные — 40-60 мест (1Р).

Сидячие вагоны (категория С) – это индивидуальные кресла, однако их компоновка отличается, ведь сюда включены и «Сапсаны», и дешевые межобластные вагоны. Обычно 1 и 2 класс кондиционируются, 3-й – нет. Дополнительные услуги зависят от поезда.

В вагоне «1С» достаточно пространства, есть кондиционеры, кресла регулируются. Биотуалет не гарантирован. Ряды – двойные или одиночные, количество мест – от 36 до 60. Выбор прост – подальше от туалета (5-26 или 33-41).

В вагоне «2С» тоже приятнее располагаться в середине. У окна – нечетные места, их выбирают ради обзора. Четные удобны свободой передвижения: проще встать и размяться в проходе. Здесь от 60 до 80 мест.

Другие вариации – улучшенные. Есть двухэтажные вагоны повышенной комфортности с закусками, пледами, гигиеническим набором – 1Р. Предусмотрен кондиционер и биотуалет.

В новых двухэтажных поездах розетки есть возле каждого кресла – можно зарядить мобильное устройство. В вагонах стандартного и улучшенного типа розетки не предусмотрены.

Есть вагоны открытого типа с местами для сидения. Используются плацкарты (81 место) или купейные вагоны (54 места).

Теперь, зная о самых комфортных местах в поезде, можно смело выбрать направление и приобрести билет.

Боковое место в плацкарте

Боковое место в плацкарте

Поездка в поезде может быть довольно приятной, если руководствоваться определёнными советами при бронировании поездки. Вам останется только получать удовольствие от видов, плавно протекающих у вас в окне, удобно разместив вещи в багажном отсеке, повесив верхнюю одежду на специальный держатель, и наслаждаясь вкусным чаем, приготовленным проводником.

Места

Большинство плацкартных вагонов имеют стандартную нумерацию. Поэтому, с большой вероятностью числа с 37 по 54 в билете, говорят о том, что вам выпала боковушка. Чётное число свидетельствует о том, что за вами закреплена верхняя полка, нечётное — нижняя. Для людей пенсионного возраста, с ограниченной подвижностью, а также родителей с малолетними детьми рекомендуется избегать покупки нечётных билетов, ввиду появления возможных трудностей с размещением на втором этаже.

Внимание! Места 53 и 54 иногда недоступны для бронирования, ввиду их отведения под нужды проводников (хранение постельного белья, одеял, других предметов, необходимых для выполнения служебных функций).

По сравнению с продольными, боковые имеют другое расположение относительно движения состава. Нижний диван — кушетка, состоящая из трёх частей, трансформирующихся при необходимости в два сидячих кресла со столиком. Весь процесс состоит из необходимости дёрнуть за кожаный язычок и переместить среднюю часть в требуемое положение. Под крайними частями дивана размещается багаж. Пассажир, путешествующий сверху, имеет равное право на использование столика по назначению.

Верхний уровень предназначен только для сна, так как высота бокса ограничена в пределах 55-60 см и не позволяет принять даже сидячее положение. При выборе плацкартного размещения стоит избегать значений 37, 38 расположенных возле туалета. Из-за близкого расположения к санитарной комнате, иногда пассажиры, размещённые здесь, могут ощущать неприятный запах. Также дискомфорт могут доставить попутчики постоянно открывающие и закрывающие двери в тамбур.

Тип плацкарта

Существуют плацкарты трёх типов: старые, стандарт и фирменные. Боковушки в составах, которым более 20 лет имеют следующие особенности:

  • опускные форточки в большинстве боксов, кроме 3-го и 6-го (билеты 44, 43, 49, 50). Для открытия такого окна необходимо отжать лепестки замка и потянуть поручень вниз;
  • отсутствует розетка в отсеках. Единственная возможность зарядить мобильный телефон или планшет — обратиться к проводнику. Попытка зарядки телефона посредством розетки для бритвы может привести к поломке подключённого устройства;
  • твёрдые полки, с характерным тёмно-красным заменителем кожи;
  • отсутствие крючка для пассажира первого уровня.

Вагоны возрастом 10-20 лет, имеют усовершенствованный салон, со следующими характерными особенностями:

  • откидные окна, не требующие усилия для их открытия;
  • более приятные и разнообразные цветовые гаммы;
  • продуманные ручки и поручни, способствующие комфортному передвижению по внутреннему пространству и подъёму на вторую полку;
  • наличие дополнительных розеток, специально предназначенных для зарядки смартфоном и других устройств (расположены возле мест 40,39).

Фирменные — вагоны, возрастом менее 10 лет имеющие:

  • специальный барьер, защищающий от падения во время экстренной остановки для пассажиров второго уровня;
  • элементы уюта в виде ковровых дорожек и декоративных цветных занавесок;
  • разложенные и застеленные верхние полки;
  • систему кондиционирования;
  • вакуумный туалет, доступный для использования во время остановок на станциях;
  • информационное табло.

Как правило, во время посадки на начальной станции плацкарт — чистое и ухоженное место, вне зависимости от возраста подвижного состава. Дальнейший комфорт поездки и пребывания напрямую зависит от людей, их опрятности и этикета. Если соблюдать все правила, написанные на обратной стороне билета (не сорить, использовать туалет по назначению, не высовываться из окон, не курить) путешествие принесёт только положительные эмоции, на которые никак не влияет номер, указанный в бронировании.

Читайте также: