Грудничок трется лицом о кровать

Обновлено: 18.05.2024

Несмотря на то, что новорожденный ребенок находится под тщательным наблюдением педиатра и других специалистов, именно от маминой внимательности и реакции часто зависит своевременное выявление тех или иных патологий у малыша.

О том, какие симптомы нельзя пропустить у крохи во избежание серьезных проблем со здоровьем в будущем, нам рассказала врач-педиатр клиники «9 месяцев» Авдеева Наталья Николаевна.

— Наталья Николаевна, какие патологии чаще всего встречаются у новорожденных?

— Почти 99 % новорожденных детей имеют неврологические отклонения, которые поначалу бывают минимальными и, при адекватном ведении ребенка, в большинстве случаев нивелируются к году.

— Что значит «адекватное ведение ребенка»?

— Имеется в виду вовремя проведенный массаж, вовремя начатая гимнастика… Причем, хочу заметить, что даже у абсолютно здорового ребенка до года желательно провести как минимум три курса гимнастики и массажа, с привлечением хорошего специалиста. Это необходимо для того, чтобы ребенок научился вовремя поворачиваться, садиться, вставать, ходить. Такие курсы нацелены на доразвитие нервной и, как следствие, скелетно-мышечной систем.

— Какие симптомы могут «подсказать» маме, что у малыша имеется то или иное неврологическое отклонение?

— Родителям следует обязательно обратить внимание на такой симптом, как подергивание подбородочка. Это может свидетельствовать о том, что идет недоразвитие нервной системы и отдельных структур головного мозга. Также должно вызвать опасения вставание ребенка на цыпочки. Как правило, на такое явление не обращают внимания. Но если малыш встает на цыпочки и при этом перекрещивает ножки, плохо опирается — это может быть слабовыраженным симптомом вялого нижнего парапареза, а в дальнейшем, к годику, может вылиться в ДЦП.
Дело в том, что обычно диагноз ДЦП до года не ставят, так как этот промежуток времени — большой реабилитационный период, когда у крохи есть хороший потенциал для восстановления. Первый год жизни вообще по своей восстановительной способности несоизмерим больше ни с одним промежутком в жизни человека. Здесь должна проходить очень большая работа самой мамы в совокупности с работой невропатолога, врача мануальной терапии, массажиста, врача ЛФК. В лечении применяются водотерапия, медикаментозная терапия, массаж, гимнастика и др.

Еще одним тревожным для мамы симптомом должен стать тремор рук. Обратите внимание, в каких ситуациях это возникает. Норма — если это реакция на яркий свет, сильный звук. Если же малыш старше месяца часто вскидывает руки в абсолютно спокойной обстановке, это может указывать на судороги. Здесь тоже необходимо полноценное обследование. Потребуется измерить внутричерепное давление у ребенка, сделать электроэнцефалограмму, проверить реакцию на световые и звуковые раздражители в спокойном состоянии, во сне и т. д.

Если же в сочетании со вздрагиваниями и испугами у малыша наблюдается также высовывание язычка — это может указывать на такую эндокринологическую патологию, как врожденный гипотиреоз. Изначально в роддоме проводится скрининг, когда берут кровь на 5 инфекций, и генетики это просматривают. Но необходима дальнейшая консультация эндокринолога. Раннее начало лечения предотвращает инвалидизацию ребенка. В связи с вышесказанным, хочу отметить, что крайне нежелательна ранняя выписка из роддома — на 3-4 сутки. Ведь многие такие моменты выявляются как раз на 4-5 сутки — то есть тогда, когда мама, выписавшаяся раньше, уже остается с ребенком и с возникшей проблемой наедине.

— Помимо неврологических, какие еще патологии родители могут самостоятельно заподозрить у ребенка?

— О многом говорит реакция малыша на внешние раздражители. Так, если ребенок в 2-3 месяца не реагирует на звуки (погремушки, голос), нужно срочно обратиться к отоларингологу. Первая проверка слуха проводится еще в роддоме, но в трехмесячном возрасте лор-врач обязательно должен осмотреть кроху. В Казани, например, довольно часто выявляются дети, которые сначала хорошо реагируют на проверки, но в конечном итоге у них обнаруживается кондуктивная тугоухость. Дело в том, что до этого ребенок мог реагировать чисто интуитивно, скажем, не на мамин голос, а на мимику. Бывает, что уже в 3 года таких детей начинают лечить как аутистов, хотя в действительности все дело в тугоухости.

Также должны возникнуть опасения, если ребенок не следит за предметами (на расстоянии 30 см — самое яркое зрение у новорожденных — кроха должен «поймать» мамино лицо и потянуться за ним, попытаться удержать его в своем поле зрения), к 3 месяцам не реагирует на свет, на цвета. Конечно, сами цвета малыш еще не идентифицирует, но смена цветов должна вызывать у него какие-то эмоции (радость или, наоборот, раздражение). Реакцию зрачка на свет мама тоже может отследить самостоятельно. Для этого нужно вынести малыша на яркий свет из темного помещения. Если при этом зрачки крохи не сузились, остались такими же широкими, как в темноте — значит, ребенок не видит свет, что говорит о патологии сетчатки глаз. В то же время, одинаковое сужение зрачка — это уже патология неврологическая. В любом случае, нужно срочно обратиться к специалистам.

На плановом осмотре у хирурга в месячном возрасте следует обязательно обратить внимание врача, если малыш часто и обильно срыгивает. По сути, ребенок должен срыгивать. Первые три месяца кроха дает отрыжку практически после каждого кормления. Но он не должен «фонтаном» выдавать всю еду наружу. Если так происходит, и ребенок за первые месяц-два плохо прибавил в весе, необходимо исключать пилороспазм — серьезную хирургическую патологию, требующую госпитализации.

Также мама должна внимательно следить за частотой и объемом мочеиспускания у ребенка. Считается, что до трехмесячного возраста ребенок должен мочиться понемногу, но каждый час. Если происходит задержка мочеиспускания, малыш выдает редко, но много мочи — это весьма тревожный симптом, который может указывать на такое серьезное заболевание мочевыводящей системы, как уретерогидронефроз, к сожалению, в последнее время встречающееся довольно часто. Выявить его можно уже на поздних сроках беременности при ультразвуковом обследовании. Для исключения этой же патологии проводится УЗИ в месячном возрасте. Здесь важно не упустить время, так как уже к 3 месяцам, при отсутствии лечения, происходит отмирание тканей почки.

Еще одним тревожным для мамы «звоночком» могут явиться бледность и синюшность носогубного треугольника у малыша, когда ребенок синеет при кормлении, плаче. Все это может быть вызвано низким гемоглобином, и в таком случае бывает достаточно назначить лечение кормящей маме. Однако важно не пропустить и кардиологическую патологию. Опять же, на последних сроках беременности при УЗИ-обследовании определяют грубые пороки сердца, но могут быть и малые аномалии, которые выявляются только после рождения малыша. Часто к трем годам малые аномалии нивелируются сами собой, но вполне возможно, что потребуется вмешательство. Поэтому если мама заметила, что ребенок регулярно синеет, у него одышка, он потлив (в норме грудные дети не потеют!), имеют место бледность и посинение ногтевых фаланг — это может говорить о скрытом пороке сердца. Нужно заострить на этом внимание педиатра, сделать кардиограмму, УЗИ сердца и записаться на прием к кардиологу.

В заключение хотелось бы обратиться ко всем молодым мамам: будьте внимательны к своим малышам, доверяйте интуиции и не стесняйтесь задавать вопросы врачу, рассказывайте обо всех своих подозрениях.
Вовремя забитая тревога — залог своевременного и успешного лечения, а значит, и здоровья вашего крохи!

Таблица тревожных симптомов

Патологии Симптомы Действия
Неврологические отклонения Подергивание подбородочка. Вставание ребенка на цыпочки, при этом малыш перекрещивает ножки, плохо опирается. Это может быть симптомом вялого нижнего парапареза, в дальнейшем (к году) может вылиться в ДЦП. Тремор рук, надо обратить внимание в каких ситуациях это возникает. Норма — если это реакция на яркий свет, сильный звук и т. п. Если же малыш старше месяца часто вскидывает руки в абсолютно спокойной обстановке, это может указывать на судороги. Высовывание язычка. В сочетании со вздрагиваниями может говорить об эндокринологической патологии — врожденном гипотиреозе. Необходимо обратиться к невропатологу. У многих детей неврологические отклонения минимальны и, при адекватном ведении ребенка, нивелируются к году. Применяются массаж, гимнастика, водотерапия, медикаментозная терапия и др. Могут потребоваться дополнительные обследования.
Тугоухость Ребенок не реагирует на звуковые раздражители (погремушки, голос). Обратиться к отоларингологу. Первый скрининг проводится еще в роддоме, но лор-врач обязательно должен осмотреть малыша в 3 месяца.
Патология сетчатки глаз 1. Ребенок не следит за предметами, к 3 месяцам не реагирует на свет, на цвета (смена цветов не вызывает никаких эмоций). 2. После того, как ребенка из темного помещения вынесли на яркий свет, его зрачки не сузились, остались широкими. Обратиться к окулисту. Внимательно следите за реакцией ребенка. У новорожденного 30 см — самое яркое зрение. Кроха должен «поймать» на расстоянии 30 см мамино лицо и потянуться за ним, попытаться удержать его в своем поле зрения.
Хирургическая патология Ребенок часто срыгивает «фонтаном», плохо набирает в весе при адекватном кормлении. Все это может свидетельствовать о пилороспазме. На плановом осмотре у хирурга необходимо заострить внимание на имеющейся проблеме.
Патология мочевыводящей Считается, что в норме ребенок до 3-месячного возраста должен мочиться понемногу, но каждый час. Если происходит задержка мочеиспускания, малыш выдает редко, но много мочи — это может свидетельствовать о серьезном заболевании — уретерогидронефрозе, которое, при отсутствии своевременного лечения, приводит к отмиранию тканей почек. Уретерогидронефроз часто выявляют на поздних сроках беременности при ультразвуковом обследовании. Для исключения этой же патологии проводится УЗИ в месячном возрасте.
Пороки сердца Бледность и синюшность носогубного треугольника. Ребенок синеет при кормлении, плаче. Все это может свидетельствовать о низком гемоглобине, и в этом случае часто достаточно назначить лечение кормящей маме. Однако если при этом у малыша наблюдается одышка, он потлив, имеются бледность и посинение ногтевых фаланг — это может говорить о скрытом пороке сердца. Необходимо обратиться к педиатру, который назначит ребенку электрокардиограмму и УЗИ сердца. С результатами обратиться к кардиологу.

Даже у абсолютно здорового ребенка до года желательно провести как минимум три курса гимнастики и массажа, с привлечением хорошего специалиста.
Первый год жизни вообще по своей восстановительной способности несоизмерим больше ни с одним промежутком в жизни человека.
Крайне нежелательна ранняя выписка из роддома — на 3-4 сутки. Ведь многие такие моменты выявляются как раз на 4-5 сутки — то есть тогда, когда мама, выписавшаяся раньше, уже остается с ребенком и с возникшей проблемой наедине.
На расстоянии 30 см новорожденный должен «поймать» мамино лицо и потянуться за ним, попытаться удержать его в своем поле зрения.
До трехмесячного возраста ребенок должен мочиться понемногу, но каждый час.
Если мама заметила, что ребенок регулярно синеет, у него одышка, он потлив, имеют место бледность и посинение ногтевых фаланг — это может говорить о скрытом пороке сердца.

Грудничок трется лицом о кровать

фотография пользователя

Здравствуйте. Сдайте кал на энтеробиоз, а также посетите гинеколога для осмотра и сдачи мазка. Выделения есть какие-то, покраснения в области наружных половых органов?

Мария, сдавали результат отрицательный, нам кажется что это детский ананизм, так как ей по-моему это нравиться делать

Конечно, сходите ко взрослому гинекологу. Запаха быть не должно. Надо исключать патологию. А вообще в этом возрасте дети изучают себя, так что возможно и нравится так делать

фотография пользователя

Это называется Детский онанизм.Вам нужно отвлекать ребёнка,как только замечаете ,что она начинает делать . Ни в коем случае не ругать,иначе потом она будет уединяться и вы не сможете это контролировать . Посетите очно гинеколога,для исключения вульвита,т .к механическое раздражение переводит к воспалению

фотография пользователя

Это мастурбация. Привычка устойчивая. Нужно предотвращать без рассуждений. Руки на одеяло. Запрещать снимать трусы. Иначе- никак. Без насилия- прекратили без обсуждений, ребенка отвлекли. Все. И тае постоянно. Удачи.

фотография пользователя

Здравствуйте. У вашей дочери проявления детского онанизма. Причины бывают разные, это могло быть и следствием изучения своего тела, и если были эпизоды зуда по каким-либо причинам. Острого не давайте ей этого делать, при засыпании отвлекайте ее чтением книг, не оставляйте ее одну. Инфекции при этом возникают вторично, могут провоцировать зуд, она будет чесать и круг замыкается. Обратитесь к неврологу и детскому психиатру, они назначат Вам лечение.

фотография пользователя

Здравствуйте. По описанию очень похоже на детский онанизм, который не редкость в детском возрасте, лечения не существует, только сразу переключать внимание,,Обязательно сдать анализы : мазок на флору и посев на флору с чувствительностью к а//б( раз отмечаете запах); обследование на гельминты( соскоблился на энтеробиоз, кал на я/глист, кровь на аскариды , токсокары, лямблии. Также сахар крови, По анализам определиться- необходимо ли лечение, потому как симптоматикой может быть тот же зуд , который провоцирует все действия ребёнка.

Рахит у малышей: можно ли предупредить болезнь?


Рахит — это заболевание, которое известно еще с середины семнадцатого века. За годы борьбы с недугом ученым и врачам удалось не только выяснить причины его возникновения, но и оказывать на них влияние. Однако в некоторых уголках мира это заболевание встречается и по сей день: поэтому вопросы профилактики и лечения не утратили своей актуальности. Родителям необходимо уметь вовремя различить первые признаки рахита и обратиться к доктору. Это позволит избежать многих осложнений.

Что такое рахит и почему он возникает?

Рахит — это патология мультифакторной природы, в основе которой находится несоответствие потребности развивающегося организма малыша в кальции и фосфоре их поступлению. Самые ранние изменения обнаруживаются в опорно-двигательной системе. Считается, что рахит у детей может быть как врожденным, так и приобретенным состоянием. На его возникновение оказывают влияние следующие факторы:

  • отягощенная наследственность (наличие у кого-нибудь из ближайших родственников подобного недуга);
  • нарушения обмена кальция и фосфора в организме;
  • недоношенность (в особенности при многоплодной беременности);
  • неправильно организованное искусственное вскармливание или докорм (использование неадаптированных смесей на основе коровьего молока);
  • длительная иммобилизация или очень тугое пеленание (снижение активности движений);
  • недостаточное получение ультрафиолета (постоянное ношение закрытой одежды, редкие прогулки на свежем воздухе);
  • хронические заболевания пищеварительной, мочевыделительной системы;
  • применение некоторых лекарственных препаратов, нарушающих всасывание микроэлементов (антиконвульсанты, антациды, антибиотики тетрациклинового ряда);
  • неправильное питание матери во время беременности и в период кормления грудью (в особенности дефицит белков животного происхождения и кальция).

В основе патогенеза болезни лежит дефицит витамина Д. Он отвечает за всасывание кальция и фосфора в кишечнике и их последующий метаболизм в костной ткани.

Основные признаки рахита

Основные признаки рахита

Для этого периода характерно преобладание неврологических изменений. Характер ребенка меняется: он становится более беспокойным, крикливым и капризным, плохо спит, нарушает режим дня, часто пугается. Также у малыша снижается аппетит: от отказывается от еды, неактивно сосет грудь или бутылочку. Типичным является симптом «мокрых пеленок», возникающий в результате чрезмерной потливости. Интенсивнее всего потеет головка, на фоне чего у малыша развивается зуд. Он активно трется головой о подушку, что способствует облысению затылочной области.

Постепенно на первый план выходят изменения костной и мышечной систем. Родители обращают внимание на снижение тонуса мышц и их вялость, незаращение и податливость краев родничка. Из-за размягчения костной ткани при рахите формируются различные деформации: впалая грудь, искривление нижних конечностей. Чуть позже становятся заметными участки, в области которых происходило избыточное образование костной ткани («четки» на ребрах и «браслетки» на запястьях, выпирающие лобные бугры). Также малыш плохо переворачивается, не может стоять без поддержки. Нередко наблюдается отставание и в психическом развитии.

Выздоровление сопровождается постепенным исчезновением всех признаков рахита. Обычно это занимает от 2 до 4 месяцев.

Как лечить рахит у детей

Терапия рахита у детей комплексная: она включает в себя не только прием лекарственных препаратов, но и соблюдение определенного режима двигательной активности и пребывания на свежем воздухе. Медикаментозное лечение болезни осуществляется с помощью препарата холекальциферол. Он отвечает за регуляцию фосфорно-кальциевого обмена, улучшает всасывание кальция в отделах желудочно-кишечного тракта и выведение фосфора канальцами почек. Также рахит лечится с помощью ежедневных прогулок на солнце (длительностью не менее 15 минут).

Для устранения остаточных явлений назначают проведение физиотерапии, лечебную физкультуру и массаж. Эти методики способствуют улучшению кровообращения и лимфатического оттока, а также позволяют ребенку набрать мышечную массу. При необходимости назначают дополнительные занятия с логопедом и детским психологом.

Питание при недуге

Питание при недуге

Рахит требует соблюдения строгой диеты, которая позволяет компенсировать дефицит полезных макроэлементов. Тем женщинам, дети которых находятся на грудном вскармливании, необходимо также употреблять больше кальция. При искусственном вскармливании следует выбирать для малыша только адаптированные смеси («NAN», «Nutrilon», «Similac»). Более взрослым детям следует давать больше молочных продуктов (кефир, йогурты без добавок, мягкий творог, сыр и сметана). Правильно организованное питание поможет избавиться от недуга.

Профилактика болезни

Рахит требует длительной реабилитации и лечения, а его последствия могут негативно сказаться на психическом и физическом развитии малыша. Поэтому рекомендуется заранее заботиться о здоровье ребенка: разработана специфическая профилактика заболевания. Она включает в себя соблюдение следующих правил:

  • прием холекальциферола в профилактических дозировках;
  • нормализация питания женщины во время беременности и грудного вскармливания;
  • использование только адаптированных смесей;
  • ежедневные прогулки с ребенком на свежем воздухе.

Склонен ли ваш ребенок к аллергическим заболеваниям и что является аллергеном? Пройдите тест и узнайте чего стоит ребенку избегать и какие меры предпринять.

Эмоциональное развитие ребенка 4-6 месяцев


Наблюдая за тем, как протекает развитие ребенка, многие родители стремятся помочь малышу быстрее овладеть полезными навыками. Больше внимания уделяется при этом физическому и моторному развитию, в отличие от эмоционального. Хотя эмоциональное развитие ребенка играет серьезную роль в становлении личности человека. О том, чем оно характеризуется в возрасте 4-6 месяцев, расскажет MedAboutMe.

Запись к неврологу

Основные этапы нервно-психического развития малышей 4-6 месяцев

Основные этапы нервно-психического развития малышей 4-6 месяцев

Прежде, чем описывать эмоциональное развитие крохи, необходимо вспомнить основные этапы его нервно-психического развития. К четырем месяцам у малыша почти полностью проходит повышенный тонус в ножках и ручках, что дает ему новые возможности. Можно беспрепятственно пососать пальчики на ногах или дотянуться до нужной игрушки, которая так привлекает внимание в этом возрасте! Игрушки малыш перекладывает из одной ручки в другую, берет сразу несколько, стучит ими друг о друга.

Ладошкой кроха придерживает молочную железу мамы в то время, пока она его кормит. «Искусственники» придерживают бутылочку. Те дети, которые знакомы с пустышкой, могут самостоятельно достать ее изо рта и взять обратно.

В 4 месяца ребенок уже устойчиво лежит на животе, поднимаясь на выпрямленных руках. Он учится переворачиваться. Сначала получается перевернуться со спины на живот, затем наоборот. К полугоду малыш пытается сесть, но большинство детей окончательно смогут сесть без поддержки в 7-7,5 месяцев.

С совершенствованием зрения у крохи стимулируется развитие. Он начинает узнавать знакомых людей на различном состоянии, радоваться им. Развитие речи у ребенка характеризуется длительным гулением, распеванием гласных звуков, веселым смехом и визгом при общении с любимыми людьми.

Запись к педиатру

Чем характеризуется эмоциональное развитие ребенка

Чем характеризуется эмоциональное развитие ребенка

К четырем месяцам в эмоциональном развитии ребенка есть значимые достижения. Его настроение и взгляд на окружающий мир находится в прямой связи от настроения матери, ведь малыш очень от нее зависим. Общение для ребенка с членами семьи очень важно, он радуется встрече с ними, смеется, выражает свои чувства взглядом и телодвижениями. Помимо положительных эмоций, отрицательные тоже дают о себе знать каждый день: недовольный крик, требовательный плач, гримасы огорчения или обиды.

Каждую свою потребность кроха выражает определенным образом. Мама и другие лица, часто ухаживающие за ребенком, уже умеют различать нотки его плача и понимают, что конкретно нужно в данный момент малышу. К этому возрасту ребенок узнает своих близких родственников, что заметно по той реакции, которую он проявляет при встрече с ними.

К возрасту пяти месяцев малыш хорошо знает, какие способы воздействия на родителей особо «хорошо работают» и пользуется этим. Он отличает своих родственников от чужих людей, радуется и улыбается тем, кто ему симпатичен. И напротив, малыш может расплакаться при виде человека, которого он не любит или боится.

На шестом месяце жизни ребенок умеет отличать интонацию, с которой к нему обращаются, расстраивается и начинает плакать, если мама или папа ругают его и строжат. Иногда предшественниками плача у малыша являются гримасы огорчения или обиды.

В шесть месяцев еще более отчетливыми становятся жесты и мимика. Настроение ребенка может меняться быстро. От обид малыш легко переключается на смех и хлопанье в ладоши, и наоборот, может быстро расстроиться, если что-то идет не «по его сценарию». Игры полугодовалого ребенка отличаются целеустремленностью: малыш четко знает, чего хочет и пытается этого добиться (дотянуться до конкретной игрушки, взять в руку сразу несколько предметов и др.).

Запись к психотерапевту

Советы родителям по развитию эмоций у детей

Советы родителям по развитию эмоций у детей

Как родителям помочь ребенку в развитии эмоций в возрасте 4-5 месяцев?

  • Показывайте ребенку положительные эмоции при встрече с родными людьми и друзьями (улыбка, радостное приветствие).
  • Попробуйте поиграть с малышом в «ку-ку»: сначала закрываете лицо руками или платком, а потом показываетесь ему со словами «ку-ку». Дети быстро начинают подражать взрослым в этой веселой игре.
  • Постепенно усложните игру: каждое свое новое появление сопровождайте новым выражением лица (грустным, радостным, удивленным, хмурым). Обязательно комментируйте свои эмоции. «Ку-ку, а вот и мама. Мама грустит (смеется)!»
  • Пойте песни своему ребенку, даже если вокальные данные слабоваты. Малыши очень любят, когда мама и папа танцуют или поют. Не забывайте сопровождать песни соответствующими эмоциями (улыбкой или грустным выражением лица).
  • Рассматривая картинки или игрушки, придумывайте и описывайте характер каждого персонажа. Например: «Вот грустная собачка, она грустит. А это веселый клоун, он смеется».
  • Наблюдая за ребенком, давайте оценку его действиям. Сопровождайте свои слова одобрения или неодобрения соответствующей интонацией и мимикой. Папа говорит строго и хмурит брови: «Ай-ай-ай, не хочешь надевать шапочку! Без шапочки гулять нельзя!» Бабушка ласково хвалит малыша и улыбается: «Какой молодец, сам до погремушки дотянулся!»
  • Пускайте мыльные пузыри так, чтобы ребенок это видел. Если малыш заинтересуется, подыграйте ему: удивляйтесь, какой большой получился пузырь, и радуйтесь, когда он полетит высоко-высоко.
  • Соблюдайте приятную традицию: здороваться по утрам с малышом, целовать его и говорить комплименты. Пусть каждый новый день начинается с позитивных эмоций.
  • Заметив в книге какие-либо эмоции на лицах персонажей, попробуйте изобразить точно такие же, проговаривая свои действия. «Смотри, как мальчик дразнится! Мама тоже умеет так дразниться! (Высунуть язык.)»

Что новенького могут предложить ребенку родители в полгода?

  • Игра в «гляделки»: смотрите на ребенка и периодически меняйте выражение лица (упор на взгляд). Сначала посмотрите с удивлением, затем строго, потом веселыми глазами. Понаблюдайте, как меняется реакция малыша на разное выражение вашего лица.
  • Старайтесь называть всех членов семьи по именам, рассказывайте ребенку о том, кем они ему приходятся.
  • Фотографируйте малыша, стараясь запечатлеть разные эмоции: плач, обида, смех, радость. Рассматривайте фотографии и комментируйте то, что видите. «Это наш Костенька! Он плачет, потому что расстроился».
  • Танцуйте вместе с ребенком на руках под разную музыку (заводную и ритмичную, медленную и грустную).
  • Разговаривайте с ребенком как можно больше, эмоционально рассказывая обо всем на свете. Обращайте внимание на мелочи. «Смотри, птички на веточке сидят. Они беззаботные, веселые! Как и мы с тобой».
  • Комментируйте ребенку свое эмоциональное состояние. «Завтра у мамы день рождения! (С улыбкой.) Интересно, какой папа сюрприз приготовил? (Интригующе.)»
  • Разнообразьте игры и занятия с ребенком, используя матрешки, коробочки с сюрпризами, музыкальные инструменты.
  • Попробуйте порисовать вместе с малышом. Для этого можно использовать гуашь, зажав ручку ребенка с кистью в своей руке. Или же разрешить малышу окунуть подушечку пальца в пальчиковые краски и «порисовать». Старайтесь выбирать яркие краски, сопровождайте процесс рисования различными эмоциями. «Что это такое мама рисует? (Удивление, вопросительная интонация.) Человечка. Вот такой смешной получился! (Улыбка, смех.)»

Не забывайте о том, что малыш видит мир глазами своих родителей, поэтому старайтесь видеть вокруг как можно больше хорошего и радостного для гармоничного развития ребенка!

Эмоциональное развитие ребенка в 7-9 месяцев


Бытует мнение, что самым сложным временем на первом году жизни являются первые три месяца жизни крохи. Действительно, это не самое простое время для родителей. Но происходит это скорее от того, что всем членам семьи предстоит привыкнуть к своим новым ролям и взять на себя определенные обязанности.

По своей сложности этому времени не уступает возрастной промежуток от 7 до 9 месяцев. Растет кроха уже не так интенсивно, но нервно-психическое и эмоциональное развитие ребенка быстрыми шагами движутся вперед. На что обратить внимание родителям?

Особенности нервно-психического развития ребенка в 7-9 месяцев

Особенности нервно-психического развития ребенка в 7-9 месяцев

Возрастной период от 7 до 9 месяцев — это не только время появления новых умений малыша, но и время прорезывания зубов, введения новой пищи, время первых заболеваний у малыша (острые респираторные инфекции или кишечные расстройства). Все эти факторы могут оказывать влияние на то, какими темпами будет продвигаться развитие ребенка. Тем не менее, можно выделить основные умения, которыми успевают хорошо овладеть большинство здоровых доношенных детей.

В 7-8 месяцев ребенок учится сидеть, ползать на четвереньках. Следом за этими умениями появляются новые: вставать и перешагивать у опоры. К 9 месяцам некоторые дети даже самостоятельно ходят, но все же обычно ходьба появляется ближе к 11-12 месяцам. Речевое развитие ребенка характеризуется активным лепетом и появлением первых простых слов.

Вместе с развивающимися умениями у ребенка появляются новые возможности по изучению пространства вокруг. Теперь мир не ограничивается лишь кроваткой, манежем и родительскими объятиями, ведь можно исследовать все закоулки квартиры, дотянуться до заманчивых вещей и попробовать их «на зуб».

Вот тут-то родители и начинают вспоминать «чудесное» время пару-тройку месяцев назад, когда малыш мог просто лежать на диване и разглядывать погремушки. Теперь нарастающее любопытство малыша идет рука об руку с опасностями, которые подстерегают его на каждом шагу (от розеток и шнуров до грязной обуви в прихожей).

Чем характеризуется эмоциональное развитие малышей в этот период?

Чем характеризуется эмоциональное развитие малышей в этот период?

Эмоциональный спектр малышей к возрасту 7 месяцев уже достаточно широк. Он не только испытывает разные эмоции в определенных ситуациях, но и учится управлять ими. Эмоции становятся более устойчивыми.

К 7 месяцам ребенок хорошо отличает своих близких от чужих людей, поэтому он настороженно разглядывает каждого незнакомца. Улыбка и доброжелательный тон «новенького» помогут установить контакт с малышом. И, напротив, слишком громкий или грубоватый голос этого человека могут испугать его. К близким людям (родители, братья и сестры) ребенок прижимается, обнимает и целует их. Начинает реагировать на свое имя, знает ласковые вариации своего имени.

В 7 месяцев малыш уже умеет связывать воображаемый образ с определенным словом или изображением. Например, при слове «мячик» он может себе его представить и начать искать глазами или посмотреть в тут сторону, где он обычно лежит.

К 8 месяцам многие дети очень интересуются зеркалом: разглядывают свое и мамино отражение, улыбаются ему, смеются, затем замирают и вновь оживают. Иногда малыши «разговаривают» со своим отражением, хлопают ладошкой по нему.

В этом возрасте дети проявляют настойчивый интерес к устройству игрушек и предметов: понимают, что некоторые предметы можно открыть, снять крышку, разобрать на части. При играх с занимательными с точки зрения ребенка предметами малыш проявляет самые разные эмоции: нервничает, если что-то не получается, и радуется, если получилось добиться своего.

К возрасту 9 месяцев ребенок может подражать мимике родителей и интонациям их голоса. Он умеет различать настроение мамы или папы. Эмоции ребенка довольно-таки адекватны к происходящему вокруг. То есть он обижается и плачет тогда, когда его обидели или не выполнили его требования, не разрешили что-то сделать. В то же время на положительные эмоции малыш тоже не скупится: если ему хорошо, то он даст это понять. Становится отличимым темперамент ребенка.

К матери ребенок все еще очень привязан. Иногда может показаться, что до этого возраста он относился к ней гораздо проще: отпускал маму по делам, не плакал, оставаясь с кем-нибудь из родных без мамы. Теперь же, ребенок начинает осознавать, что мама вновь может исчезнуть и беспокоится по этому поводу. Но радость их встречи даже после небольшой разлуки очень искренняя и трогательная.

Читайте также: