Граф калиостро в кровати

Обновлено: 16.05.2024

Граф Калиостро — одна из самых загадочных личностей в истории. О нем говорили на каждом углу: о том, что он лично знаком с великими колдунами прошлого, что он способен вступать в общение с духами, обращать неблагородные металлы в золото и будто бы нет таких тайн, которые не были бы открыты этому удивительному человеку.

Кем же на самом деле был граф Калиостро? Величайшим авантюристом или подлинным аристократом духа, обыкновенным мошенником и соблазнителем или адептом тайного ордена?

Блистательный роман Александра Дюма «Граф Калиостро, или Жозеф Бальзамо» дает ответ на эти вопросы, не только рассказывая историю графа Калиостро, но и рисуя широкую панораму жизни высшего света Франции накануне Великой революции.

Прочтите в нашем материале статью о жизни этого уникального человека.

Александр Дюма. Иллюстрация из книги «Граф Калиостро, или Жозеф Бальзамо». Художник: Франтишек Хорник

Под именем графа Александра (Алессандро) Калиостро приобрел громкую славу Джузеппе Бальзамо, родившийся в 1743 году на Сицилии, в Палермо. Семья его была весьма среднего достатка, отец держал небольшую лавку. Фамилию Калиостро Джузеппе позаимствовал у своей тетки, а о графском титуле не раз говорил, что он принадлежит ему не по рождению, а по некоему мистическому праву, имея особое таинственное значение. «Как кожу гибкий змей, меняя имена», сын палермского торговца выступал и под множеством других псевдонимов, однако им тоже непременно предшествовал какой-нибудь звучный дворянский титул, к каковым он питал непреодолимое тяготение.

Плащ Кавалера Калиостро был покрыт пылью всех дорог Европы. Путешествие в Россию в 1779 году Бальзамо предпринял, как полагают, по совету знаменитого графа Сен-Жермена (посетившего Петербург в том самом 1762 году, когда в результате дворцового переворота на престол взошла Екатерина II), последователем которого он был во многих отношениях и которого почтительно именовал «сыном природы и отцом истины».

По пути в Россию Калиостро на довольно длительный срок задержался в Курляндии. Подробные сведения о пребывании там чародея содержатся в книге одной его поначалу страстной поклонницы, а потом столь же страстной разоблачительницы: «Описание пребывания в Митаве известного Калиостра на 1779 год и произведенных им там магических действий, собранное Шарлоттою-Елисаветою-Констанциею фон-дер-Рекке, урожденною графинею Медемскою».

Из этого «Описания» следует, что Калиостро магическими опытами сумел убедить митавских аристократов, будто он обладает властью «над бесплотным сонмищем» и способен вступать в общение с духами, а также умеет превращать неблагородные металлы в золото, совершать иные чудеса. Одним словом, «произвел о себе великое мнение» и неоднократно намекал на то, что, быть может, именно в Петербурге суждено ему осуществить предначертанное судьбой, представ во всем блеске и объяснив миру загадочность своего существования. Калиостро (или граф Феникс — таков был избранный им на сей раз псевдоним) возлагал чрезвычайно большие надежды на поездку в Россию. Снискав себе перед тем шумный успех во многих европейских столицах, он рассчитывал на благосклонное внимание к себе со стороны Екатерины II и петербургского высшего света. Помимо этого, он ожидал найти серьезную поддержку в кругах молодого русского масонства.

Трудно сейчас восстановить картину истинных связей графа Калиостро с братством «вольных каменщиков», но не вызывает сомнений, что он был его заметным членом (пожалуй, даже чересчур заметным, ибо уж очень афишировал эту сторону своей деятельности). Обряд масонского посвящения он прошел в 1776 году в Лондоне. Не довольствуясь участием в работе существующих лож, Калиостро как раз незадолго перед приездом в Россию выступил инициатором создания новой разновидности масонства — «египетского», — объявив себя его главой — Великим коптом (или кофтой). И он достаточно преуспел, кочуя из страны в страну и вовлекая в лоно «египетского» масонства все новые ряды «любомудров» — преимущественно состоятельных. У него появилось множество последователей, беспрекословно подчинявшихся Великому копту, свято веривших в сверхъестественные возможности учителя. Его бюсты и портреты украшали многие дома.

Прибыв в Петербург, Калиостро, однако, обнаружил, что слава его здесь не столь велика, как он предполагал. По обыкновению, он решил для начала попытаться воздействовать не столько на умы, сколько на воображение обитателей русской столицы. «Много у нас в Петербурге наделал шуму известный граф Феникс, или, как его называют, — Калиостро. У княгини Волконской вылечил больной жемчуг; у генерала Бибикова увеличил рубин в перстне на одиннадцать каратов и, кроме того, изничтожил внутри его пузырек воздуха; Костичу, игроку, показал в пуншевой чаше знаменитую талию, и Костич на другой же день выиграл свыше ста тысяч; камер-фрейлине Головиной вывел из медальона тень ее покойного мужа, и он с ней говорил и брал ее за руку, после чего бедная старушка совсем с ума стронулась. Словом, всех чудес не перечесть. » — так описывает А. Н. Толстой в известном рассказе некоторые типичные проделки Калиостро.

Вспоминаются строки Анны Ахматовой:

Впрочем, тогда Калиостро был совсем не стар: тридцать шесть лет, хотя на вид ему давали больше из-за склонности к полноте. Ему было отпущено еще полтора десятка лет бурной жизни. А вот трюки его (да и весь тщательно продуманный антураж), судя по описаниям, действительно отличались редким изяществом и производили соответствующий эффект.

Возбудив у людей любопытство к тайнам магии и алхимии, Калиостро удалось добиться покровительства таких влиятельных особ, как могущественный фаворит императрицы Г. А. Потемкин и ее статс-секретарь И. П. Елагин, один из крупнейших в то время деятелей русского масонства. Популярности графа немало способствовала его красавица-жена Лоренца. Блистая на балах, она рассказывала удивительные вещи о своем муже, уверяла, что ему почти четыре тысячи лет. А дамам, восхищавшимся свежестью и моложавостью графини, она доверительно сообщала, что ей тоже уже порядочно лет и что старший сын ее служит капитаном в голландской армии. Молодостью же своей она обязана исключительно супругу, который изобрел верное средство против старения. Легко представить себе, какое впечатление производили подобные рассказы на любую женщину…

Однако вскоре, как человек наблюдательный и ловкий, Калиостро заметил, что вследствие скептических настроений среди петербургской знати роль мага и пророка является для него в данном случае невыгодной. Умелый ловец душ, он мог представать в разном обличье: «Больной искал в нем врача, каменщик — своего великого мастера, алхимик — своего Парацельса, старая дева — обновителя ее юности, космополит — истинного государственного мужа и учителя королей».

У одного из знатных екатерининских вельмож — князя Г. П. Гагарина — опасно заболел единственный десятимесячный сын. Лучшие петербургские врачи единодушно признали ребенка безнадежным. Кто-то посоветовал уже отчаявшимся было родителям обратиться к Калиостро. Его пригласили к князю, и Калиостро взялся вылечить ребенка при условии, что вплоть до окончательного выздоровления младенец будет предоставлен в его полное и безотчетное распоряжение и никто, включая отца и мать, не будет навещать его. Родители вынуждены были согласиться на эти нелегкие условия, и ребенка отвезли в дом на Дворцовой набережной, где обосновался Калиостро. В течение двух недель он неизменно отвечал на вопросы, что малютке делается день ото дня лучше, а затем объявил, что опасность миновала и князь может приехать взглянуть на сына. В общей сложности ребенок оставался у Калиостро более месяца, после чего он был совершенно здоровым возвращен родителям. Счастливый отец предложил графу в благодарность за исцеление сына громадную сумму — тысячу империалов золотом, — но тот наотрез отказался, заявив, что лечит безвозмездно, руководствуясь исключительно человеколюбием. Кстати, современники — даже недоброжелательно относившиеся к Калиостро — единодушно отмечали, что хотя он и пользовался подчас сомни- тельными методами для добывания денег, однако почти никогда не брал их со своих пациентов, а бедным даже оказывал помощь из собственных средств. Исцеляя даром больных, он предпочитал обманывать и обирать здоровых.

Между тем над головой Калиостро собирались тучи. По Петербургу поползли слухи, что спасенный им ребенок был попросту подменен. Испанский посол дон Нормандес будто бы заявил, что Калиостро вовсе не состоит полковником на службе у его государя, как осмеливается тот утверждать. В довершение всего Калиостро впал в страшную немилость у Северной Семирамиды (так нередко называли Екатерину II). Многие склонны объяснять это тем обстоятельством, что светлейший князь Потемкин воспылал нежными чувствами к очаровательной графине Лоренце (такую версию использовал Михаил Кузмин в романтическом повествовании «Чудесная жизнь Иосифа Бальзамо, графа Калиостро», вышедшем в 1919 году).

Однако для высочайшего гнева имелись и более веские причины. К тому времени в настроениях Екатерины, увлекавшейся ранее идеями Вольтера и французских просветителей, происходит радикальный переворот, приведший впоследствии к расправе над А. Н. Радищевым и Н. И. Новиковым. Императрица начинает косо смотреть на всевозможные тайные общества и становившееся все более многочисленным русское масонство. Появление в этих условиях такой личности, как Калиостро — не просто врач и алхимик, но и загадочный политический деятель, неизвестно кем направляемый, — не могло понравиться ей.

Нелегко дать ответ на вопрос, что же послужило действительным поводом для высылки Калиостро из России. Но факт остается фактом: грянул гром «с надменной высоты». Графу Калиостро и его супруге было предложено покинуть русскую столицу. В то время в России выходила единственная газета — «Санкт-Петербургские ведомости», — и по заведенному правилу каждый уезжающий за границу должен был трижды опубликовать там об этом объявление. Первое — два раза затем повторенное — объявление о том, что отбывает «г. граф Каллиострос, гишпанский полковник», появилось в номере от 1 октября за 1779 год, но сам отъезд состоялся лишь весной следующего года.

Уверяют, что граф, склонный к театральным эффектам, и тут преподнес сюрприз. Полиция будто бы донесла, что он выехал из всех петербургских застав одновременно и везде оставил соответствующую запись. Таким образом, неизвестно было, куда же направился Калиостро. Вскоре он объявился в Варшаве. Далее путь его лежал через Германию во Францию.

Существует предание, что однажды никому еще не известный корсиканский юноша встретился с невысоким плотным человеком, чье окруженное ореолом тfинственности имя гремело по всей Европе. Это был граф Калиостро. Прославленный чародей предсказал молодому корсиканцу, которого звали Наполеон Бонапарт и чьи самые смелые честолюбивые помыслы не шли тогда далее получения генеральских эполет, что он станет владыкой полумира.

«Ну что ж, — воскликнул, смеясь, Бонапарт, — обещаю вам тогда пост первого министра!»

«О нет, — с грустью ответил Калиостро, — к тому времени меня погубят враги».

И действительно, Калиостро, схваченный инквизицией в Риме, был приговорен в 1791 году как «ересеначальник» к смертной казни, которую после церемонии по каяния папа Пий VI великодушно заменил на пожизненное заключение без надежды на помилование. Окончил свои дни Великий копт в горной крепости Сан-Лео 26 августа 1795 года, почти за десять лет до того, как Наполеон возложил на себя корону императора французов. Его смерть, как и жизнь, тоже окружена легендами: согласно одной, он был убит по приказу в камере, а согласно другой, ему удалось бежать в сутане удушенного им исповедника. Когда во время итальянской кампании Бонапарта легионеры генерала Домбровского после долгой осады заняли в 1797 году Сан-Лео, то офицеры — как им было предписано — навели справки о знаменитом узнике. Но им лишь сообщили, что два года назад он был погребен «без отпевания и креста» вблизи своей мрачной тюрьмы, не первой на его веку: ведь он побывал и в Бастилии, скорое разрушение которой предсказал парижанам.

Мимо столь благодатного материала не мог, разумеется, пройти и Александр Дюма, обожавший извлекать изюм занимательности из пресного хлеба истории. Вслед за трилогией о мушкетерах и другой трилогией, которую составили «Королева Марго», «Графиня де Монсоро» и «Сорок пять», он выпускает еще один цикл романов, куда вошли «Жозеф Бальзамо (Записки врача)», «Ожерелье королевы», «Анж Питу», «Графиня де Шарни» и примыкающий к ним «Шевалье де Мезон-Руж». В этом цикле Дюма воссоздает закат французской монархии. Но, как обычно, история служит ему лишь гвоздем, на который он вешает свои картины. Нfрисованные кистью опытного мастера, картины крушения «старого порядка» получились весьма впечатляющими, хотя кисть его довольно свободно порхала по грубому холсту исторических фактов, а правда и вымысел смешивались на палитре самым причудливым образом.

«Для романиста великие исторические события — то же самое, что гигантские горы для путешественников. Он их разглядывает. Крутится вокруг них, приветствует их мимоходом, но не преодолевает. В сущности, история, которую мы рассказываем, эта скромная спутница, следующая окольным путем за величественной историей Франции, не найдет для себя ничего интересного ни в пышности Версаля времен Людовика XV, ни в описании костюмов двора, челяди или епископских облачений», — пишет Дюма с притворным смирением в «Жозефе Бальзамо». Уж кто-кто, а он-то умел увлечь за собой читателя в захватывающе интересное путешествие по прошлому, не боясь штурма никаких высот истории.

Источник: статья Святослава Бэлзы «Плащ кавалера Калиостро».

Если вам понравился материал, оцените его в комментариях или поставьте лайк. Еще больше интересного о книгах, литературе, культуре вы сможете узнать, подписавшись на наш канал .

Факты и легенды о мистическом графе Калиостро

2 июня 1743 года в Палермо, на о. Сицилия в бедной семье родился Джузеппе Бальзамо. Хотя считается доказанным, что граф Калиостро и Джузеппе Бальзамо — одно и то же лицо, сам граф категорически это отрицал. Он утверждал, что родился и вырос в Медине.


Когда именно, он не уточнял, но давал понять, что это случилось не одно столетие назад. Сын христианина, сам добрый католик, он вместе с тем впитал в себя с юных лет всю мудрость Востока, сначала в знойной Аравии, потом в стране пирамид воспитатели приобщили его к «тайным знаниям», к традициям «высокого» магического искусства.

Но даже если предположить, что Калиостро обманывал, путаница вокруг его места рождения не слишком проясняется. Почему-то принято считать, что Бальзамо-Калиостро родился в респектабельном районе Палермо, на самом же деле детство его прошло в узких и грязных переулках вокруг рыночной площади. Неудивительно, что мальчику захотелось выбраться отсюда любым способом.

Неважно, к чему ему бы пришлось прибегнуть — к магии или к мошенничеству. Неудивительно и то, что в зрелые годы он создал романтическую легенду о своем происхождении. Само имя Джузеппе Бальзамо, если его преобразовать при помощи каббалистических методов, означает — «Тот, кто был послан», или «Данный», а также «Господин Солнца», — показывает, что оно не было его истинным родовым именем.

Документы свидетельствуют, что хотя бы с местом крещения маленькому Джузеппе повезло. Обряд проходил в кафедральном соборе Палермо, где покоится прах древних королей.

Отец Бальзамо умер вскоре после рождения сына, и семье постоянно грозила опасность скатиться в нищету. Но это не мешало бабке Бальзамо пророчить внуку графский титул, а матери — закрывать глаза на то, что мальчик лжив и хитер, и тешить себя вещими снами. В ее снах Джузеппе женился на дочери графа и становился знатен и богат.


В Палермо будущий граф был отдан в ученики к своему дяде — фармацевту. Это согласно одной версии. Другая заключается в том, что в юности Калиостро жил на Родосе вместе с «великим герметическим мудрецом», которого звали Альтотсом, и получал от него наставления в тайных науках.

Впервые будущий великий кудесник покинул родной город Палермо (если, конечно, Палермо действительно был его родным городом) в 17 лет. Но отправился он пока что совсем недалеко — в сицилийский городок Колтажироне, чтобы там, в монастыре, продолжить свое образование.

В Петербург в 1779 году знаменитый граф Калиостро прибыл из Курляндии, и планы у него были самые дерзкие. Так, например, он рассчитывал занять прочное место при российском дворе, очаровав императрицу Екатерину. Но, видимо, граф переоценил свои возможности.
Впрочем, Екатерина, хоть и не прибегала сама к услугам мага и астролога, рекомендовала его своим приближенным, так что первый шаг к покорению Петербурга был все-таки сделан. И Калиостро развернулся вовсю. Начал он с сеанса черной и белой магии безо всякого ее разоблачения.

Сеанс проходил в доме генерала от артиллерии Мелисино и произвел довольно сильное впечатление. Затем граф изгнал дьявола из одержимого Василия Желугина, после чего занялся исцелением всевозможных болезней. Причем сначала он не брал никаких денег с больных и даже, наоборот, помогал нуждающимся. Но когда известность его возросла, он начал требовать непомерных гонораров за свои услуги.

Потерпев фиаско с императрицей Екатериной, граф решил пойти по другому пути. Он познакомил и практически свел свою жену красавицу Лоренцу с фаворитом Екатерины — светлейшим князем Потемкиным. И Потемкин, сперва настроенный по отношению к магическим способностям Калиостро довольно скептически, все-таки согласился принять участие в некоторых экспериментах.

Так, например, Калиостро предложил князю увеличить втрое весь его золотой запас. Григорий Александрович был, по понятным причинам, одним из самых богатых людей Европы, но на опыт согласился. Во-первых, из любопытства, а во-вторых, из чувства симпатии к графине Калиостро.

После манипуляций Калиостро золото взвесили и подвергли анализу. Как это ни странно, его и вправду стало в три раза больше. Но и Калиостро в накладе не остался — одну треть этого таинственного золота он получил за труды.

Эти собрания проходили, в частности, в павильоне «Ротонда» — одной из построек комплекса дворца Елагиных. Во время реставрационных работ в подвалах « Ротонды » были найдены загадочные сосуды, предназначение которых неизвестно.


«Ротонда», или, как ее иначе называют, «Павильон под флагом», стоит в окружении лиственниц, которые являются символическим деревом масонства, и к тому же располагается на месте встречи четырех основных стихий — воздуха, воды, земли и солнца. И потому он считался самым подходящим местом для разных мистических опытов и был по достоинству оценен графом Калиостро.

К тому же Калиостро по своей привычке всюду обещать разные клады сообщил российским масонам, что где-то в подвалах «Ротонды» хранятся все те же рукописи царя Соломона, которые он собирался найти для курляндского дворянства.

Впрочем, граф превзошел самого себя в абсурдности своих заявлений. Он сообщил российскому просвещенному обществу, что в этих подвалах скрыто не что-нибудь, а саркофаг Гомера. Кстати сказать, после того как секретарь Елагина повредился рассудком от всей творящейся вокруг него мистики, обер-гофмейстер велел засыпать этот подвал, и раскопали его только во время недавней реставрации.

Казалось бы, графу Калиостро в России сопутствовал успех. Ему благоволил Потемкин, его принимали в высшем свете. Но все-таки российское общество в целом оказалось гораздо более скептическим, чем пылкие галлы или романтические курляндцы.

Да к тому же и покровительство Потемкина, в конце концов, вышло графу боком. Матушка Екатерина быстро смекнула, что ее фаворит увлечен вовсе не тайными науками, а прелестями госпожи Калиостро.

Будучи женщиной решительной, она быстро поставила светлейшего на место, а Калиостро повелела как можно быстрее покинуть дом на Дворцовой набережной, который он занимал, да и вообще пределы Российской империи. И вдобавок сочинила о нем комедию под названием «Обманщик», где вывела его под именем шарлатана Калифлакжерстона. Высший свет над комедией очень смеялся, а о графе Калиостро особенно не сожалел.


Калиостро вернулся из странствий по Европе в Италию в 1789 году и решил обосноваться в Риме. Вместе со своей женой Лоренцой он поселился на площади Испании, неподалеку от посольства ордена святого Иоанна. Калиостро в молодости несколько лет провел на Мальте и втерся в доверие к магистру Мальтийского ордена.

В Риме Калиостро, как и везде, занимался врачеванием и оккультными науками. Но он понимал, что подобная деятельность в непосредственной близости от папского престола и инквизиции не вполне безопасна, и потому особенно не усердствовал. Главным его делом в Риме стали попытки создания одной из своих тайных масонских лож египетского обряда.

В этом он не видел для себя большого риска. Но Калиостро просчитался. За то время, что он прожил в Риме, ситуация в корне изменилась. Великая французская революция, которую многие связывали с масонским влиянием, очень напугала духовенство. И священнослужители стали спешно покидать масонские ложи. Так что Калиостро выбрал неудачный момент для своего начинания. И неудивительно, что вскоре после приезда он был арестован по обвинению во франкмасонстве.

Калиостро был заточен в замок Сант-Анджело, и начался долгий судебный процесс. Графа судили одновременно и за магические упражнения, и за масонскую деятельность. Причем инквизиторы долго не могли решить, то ли считать Калиостро настоящим магом и, следовательно, человеком, связанным с нечистой силой, то ли лжемагом, то есть мошенником.

В конце концов его обвинили и в том, и в другом — и в контактах с бесами, и в обмане. Говорили также, что большую роль в обвинении сыграла Лоренца, которая давала показания против мужа. Если это и правда, ее это не спасло, она была приговорена к пожизненному заключению в монастырь, где она и умерла. Многие утверждали впоследствии, что ее призрак бродит по площади Испании и горько сожалеет о бесполезном предательстве.

Сам же граф Калиостро был приговорен к показательной смерти, то есть к публичному сожжению. Но в последний момент папа римский заменил смертную казнь пожизненным заключением.

Существует легенда, что сразу после вынесения смертного приговора в Ватикан явился некий чужестранец, которого никто не видел ни до, ни после того. Он потребовал личной аудиенции у папы, послав ему через кардинала-секретаря некое слово вместо имени. Папа немедленно принял его, но аудиенция длилась всего несколько минут. И не успел он уйти, как папа отдал распоряжение отменить смертную казнь графа Калиостро.


7 апреля 1791 года в церкви Санта-Мария на площади Минервы состоялся торжественный ритуал покаяния. Калиостро, босой, в простой рубахе, стоял на коленях со свечой в руках и молил Бога о прощении, а в это время на площади перед церковью палач сжигал все магические книги Калиостро и весь его волшебный инвентарь.

Затем Калиостро был препровожден в замок Сан-Лeo. Эта величественная крепость расположена высоко в горах Тосканы, в те времена она принадлежала папскому государству. Как и многие подобные твердыни, она служила одновременно и крепостью, и тюрьмой. Замок построен на вершине огромной скалы, почти отвесной с обеих сторон.

Преступника здесь доставляли в камеру в специальном ящике, в котором тюремщик при помощи веревок и блоков поднимал его со скоростью ветра.

В мрачной камере Калиостро провел четыре года. Причем после того, как он, по свидетельствам очевидцев, умудрился без каких-либо инструментов превратить ржавый гвоздь в прекрасный стальной стилет, испуганные стражи заковали его в цепи.

Сторожить Калиостро было делом беспокойным. Тюремщикам приказали проявлять особую бдительность. Тем более что в папскую курию приходили анонимные письма, в которых сообщалось, что поклонники графа намерены освободить его с помощью воздушного шара. Но воздушного шара Калиостро так и не дождался.

Четыре года, проведенные в тесном сыром каменном мешке, сделали свое дело, и бессмертный граф 26 августа 1795 года скончался. Одни говорят — от пневмонии, другие утверждают, что от яда, подсыпанного ему тюремщиками. А некоторые уверены, что его смерть наступила от апоплексического удара.

Другие утверждают, что он не только исчез, но, благодаря эликсиру жизни, все еще жив и обитает сейчас где-то в Индии или в Тибете.

Оживлял мертвецов и обманывал знать: мифы и правда о графе Калиостро

Широко известным в нашей стране граф Калиостро стал после выхода в 1984 году фильма Марка Захарова «Формула любви», где рассказывается, как итальянский маг посетил Россию. Сценарий драматург Григорий Горин написал после прочтения книги Алексея Толстого «Граф Калиостро». Кем был этот человек на самом деле?

Елена Валюшкина: Марк Захаров с нежностью относился к артистам

Таким запечатлел мага неизвестный художник

Во Франции предсказал трон Наполеону

Из «Формулы любви»:

– Родился я в Месопотамии две тысячи сто двадцать пять лет тому назад. Вас, вероятно, изумляет столь древняя дата моего рождения?

– Нет, не изумляет. У нас писарь в уезде был, в пачпортах год рождения одной только циферкой обозначал.

– Я не по пачпорту, как вы изволили выразиться, а по самой жизни урожден две тысячи лет назад.

Мальчик Джузеппе Бальзамо (таково настоящее имя великого комбинатора) из семьи торговца сукном еще в детстве увлекался чревовещанием и разными фокусами. Учился в монастыре медицине, откуда был выгнан за мошенничество. В молодости зарабатывал тем, что рисовал карты с указанием мест, где якобы зарыты клады, и продавал их охотникам за сокровищами. Но после того, как был уличен, покинул родную Италию. Вот тогда-то он и взял фамилию своей тетки – Калиостро. А для пущей важности стал представляться графом.

– Он настаивал на том, что свои знания, в том числе секрет эликсира жизни, получил непосредственно от средневековых алхимиков и монахов, у которых обучался, – рассказывает «Собеседнику+» историк и публицист Игорь Буккер. – Его встречали многотысячные толпы, которые верили в то, что прикосновение его руки может избавить от болезни.

Мастерство Калиостро как врачевателя было признано при жизни. Об этом много писали. Например, что из его пятнадцати тысяч тяжелобольных пациентов умерли только трое. Люди верили, что граф обладает даром предсказания. Он, скажем, напророчил падение Бастилии и казнь Людовика XVI, а также гибель королевы Франции Марии-Антуанетты на гильотине. А еще предсказал императорство самому Наполеону, тогда еще младшему лейтенанту артиллерии.

В России изгонял дьявола и оживлял умерших

– Я, Джузеппе Калиостро, магистр и верховный иерарх сущего, взываю к силам бесплотным, к великим таинствам огня, воды и камня, для коих мир наш есть лишь игралище теней… О, я вижу вас, населяющих грядущее бытие! Вас, наделенных мудростью и познаниями, обретших память прожитых веков, хочу вопрошать я о судьбах людей, собравшихся в Санкт-Петербурге сего числа одна тысяча семьсот восьмидесятого года.

В 1779 году Калиостро со своей супругой Лоренцей действительно приехал в Санкт-Петербург, где прожил девять месяцев. Но назвался он тогда совсем другим именем – граф Феникс. Заявлял, что в Россию его привело желание лечить людей и воскрешать умерших. На самом деле «граф» скрывался от преследовавших его в Европе обманутых знатных особ.

В России про него писали так: «Граф с обширными познаниями и странный по поведению человек. Он весьма острого ума, с глазами, проникающими в глубину души. Никто не знает, откуда он. Его уважают власть имущие, а некоторые ненавидят. Боготворят его бедные и простые люди, ибо с тех, кого лечит, денег он не берет».

«Много у нас в Петербурге наделал шума известный Калиостро, – с иронией писал о магистре Алексей Толстой. – У княгини Волконской вылечил больной жемчуг, камер-фрейлине Головиной вывел из медальона тень ее покойного мужа, и он с ней говорил и брал ее за руку. После чего бедная старушка совсем с ума стронулась».

В Петербурге «граф» проводил свои магические сеансы, занимался гипнозом. Как гласят документальные свидетельства, в России Калиостро приписывают много чудес. Например, «изгнание дьявола» из юродивого Василия Желугина, возвращение к жизни новорожденного сына князя Гагарина (правда, потом мать мальчика заподозрила подмену ребенка). Калиостро и его супруга сблизились с князем Потемкиным, фаворитом императрицы Екатерины II. По одной из легенд, магистр утроил количество потемкинского золота: превратил в драгоценный металл обычный свинец. Якобы поэтому князь и симпатизировал «графу». К тому же Потемкин увлекся Лоренцей. Это не понравилось императрице, и паре предложили уехать из России, дабы не быть посаженными за свои аферы.

– Он о себе правду не рассказывал, – дополняет образ великого комбинатора профессор, кандидат исторических наук Дмитрий Харитонович. – В конце жизни завещал похоронить себя в родовом склепе Калиостро в Сан-Лео. Когда потом попытались найти этот склеп, найден он не был. Потому что никаких графов Калиостро не существовало.

В Англии обманывал любителей лотерей

Калиостро обернулся, внимательно посмотрел девушке в глаза.

– А вдруг я лгу? – неожиданно сказал он. – Вдруг я влюблен в вас и мечтаю похитить? А? Что тогда?!

– Полно шутить, – тихо сказала она. – Когда любят, тогда видно… Неужто ни разу и не чувствовали?

Калиостро вздрогнул, потупил глаза.

Несмотря на множество увлечений, у Калиостро всю жизнь была одна жена – итальянка Лоренца. Она ездила за мужем по многим странам, изображала ясновидящую, во всем подыгрывала ему. Например, у них был такой способ зарабатывания денег. Женщина совращала какого-нибудь богатого мужчину. Когда оказывалась с ним в постели, появлялся Калиостро. Путем шантажа мошенники получали крупные суммы. А еще распускали слухи, что граф знает выигрышные номера в разных лотереях, и продавали эти комбинации. Но однажды в Лондоне обман раскрылся, и графа арестовали. Спасла Лоренца, соблазнив богача, который помог выкупить ее мужа.

Правда, когда в Италии инквизиторы арестовали Калиостро, именно Лоренца выступала главным свидетелем обвинения. Но и ее саму заточили в монастырь, где она и скончалась.

В Италии обвинили в масонстве и ереси

– Имею предписание задержать господина Калиостро и препроводить его в крепость для дачи объяснений!

– Это невозможно! Граф в настоящий момент отсутствует.

– Велено живого или мертвого!

– Но его и вправду нет! Он… как бы это выразиться… Дематериализовался… Он в грядущем!

– Достанем из грядущего! Не впервой.

В 1789 году Калиостро был приговорен к публичному сожжению. Его обвинили в попытке организовать масонскую ложу, а еще – в ереси и богохульстве. В тюрьме «графа» долго пытали, пытаясь узнать секрет эликсира бессмертия, о котором часто говорил сам Калиостро. Умер 52-летний комбинатор своей смертью в тюрьме: папа римский заменил казнь на пожизненное заключение. 26 августа 1795 года было официально объявлено, что еретик Бальзамо скончался. Многие не поверили в это и еще несколько десятилетий считали графа Калиостро живым. Говорили, что видели его в разных уголках мира, где он продолжал совершать свои чудеса.

«Он несчастным родился, несчастливо жил и еще более несчастливее умер», – сказал священник на его могиле. Секрет мага до сих пор не разгадан. Наверное, если кто и разгадает его, сам станет графом Калиостро.

Материал вышел в издании «Собеседник+» №01-2020 под заголовком «Кто разгадает его секрет, сам станет Калиостро».

Кем был граф Калиостро: масон, иллюзионист, сутенер собственной жены

Свою комедию «Формула любви» Марк Захаров снял по повести Алексея Толстого «Граф Калиостро». Писатель подошел к делу серьезно и скрупулезно изучал источники, поэтому многие факты из повести и снятой по ней картине соответствуют истории и рассказывают о российском периоде жизни знаменитого итальянца. Джузеппе Бальсамо, известный как граф Калиостро, родился 2 июня 1743 года в Палермо, в бедной семье не то лавочника, не то мусорщика. Описывать биографию Джузеппе Бальсамо – дело неблагодарное, существует слишком много версий. Мы расскажем некоторые факты из нее.

Как Калиостро пользовался химическими трюками

Калиостро много путешествовал, возможно, владел гипнозом (искусством «животного магнетизма»), знал химию настолько, чтобы успешно одурачивать современников. Например, он чертил на полу «магический круг», который начинал светиться таинственным зеленоватым светом, хотя секрет был прост – Бальсамо применял фосфор. На глазах у пораженной публики он во много раз «увеличивал» бриллианты, ловко заменяя настоящие камни на граненые стекляшки. В книге «От магов древности до иллюзионистов наших дней» А. А. Вадимов и М. А. Тривас рассматривают Калиостро прежде всего как талантливого иллюзиониста, творящего «чудеса» в корыстных целях.

«Женщины не могли оставаться равнодушными, видя, с какой легкостью он превращал пеньковую мешковину в драгоценный шелк (трюк из репертуара средневековых ярмарочных фокусников). Он показывал сосуд с магической жидкостью и опускал в него до половины гвоздь, обыкновенный большой железный гвоздь, выбранный одним из зрителей из груды точно таких же, – пишут Вадимов и Тривас. – Несколько таинственных заклинаний – и та часть гвоздя, которая была опущена в жидкость, становилась золотой. Зрители могли взять гвоздь в руки и убедиться: железо превратилось в настоящее золото. На самом деле к гвоздю заранее аккуратно приделывали золотой колпачок-наконечник. Сверху весь гвоздь покрывали слоем краски, так что обе части выглядели одинаково. Когда же его окунали в жидкость, растворенная в ней кислота быстро разъедала краску, и золото начинало ярко блестеть. А заставить зрителя выбрать гвоздь, нужный для фокуса, – иллюзионный прием, подобный «форсированию» карты. Все исполнители карточных фокусов издавна пользуются им».

Калиостро сам изобретал приборы для фокусов, которые используются иллюзионистами и в наши дни. Однако представлялся Джузеппе Бальсамо не фокусником, а врачом, магом, носителем тайного знания, почерпнутого во время путешествий по Востоку и Египту.

Как создавалась иллюзия таинственности и величия

Всю свою жизнь Бальсамо постоянно переезжал из одного европейского государства в другое, сам себя награждая титулами и званиями (так он стал «графом») и создавая вокруг себя ореол величия и таинственности. Сначала его превозносили, а распознав обман, гнали, что не мешало Калиостро через какое-то время снова являться в тех же местах в другом образе. Прежде всего он заботился о производимом впечатлении. Его слуги должны были распускать небылицы, например, что служат своему господину несколько сотен лет. Его очаровательная жена Лоренца откровенничала об уникальных талантах мужа уже в светском кругу. Сам же Бальсамо прямо заявлял, что знает секрет философского камня, умеет вызывать души умерших и читать мысли. Он утверждал, что родился в год извержения Везувия, и часть силы вулкана передалась ему. Многие верили.

Вот фрагмент описания процесса омоложения после приема «эликсира бессмертия», сохранившийся после уничтожения инквизицией всех бумаг Калиостро: «…приняв две крупицы этого снадобья, человек теряет сознание и дар речи на целых три дня, в течение которых он часто испытывает судороги, конвульсии, и на теле его выступает испарина. Очнувшись от этого состояния, в котором он, впрочем, не испытывает ни малейшей боли, на тридцать шестой день он принимает третью и последнюю крупицу, после чего впадает в глубокий и спокойный сон. Во время сна с него слезает кожа, выпадают зубы и волосы. Все они вырастают снова в течение нескольких часов. Утром сорокового дня пациент покидает помещение, став новым человеком…».

Судя по всему, Калиостро действительно обладал даром убеждения. Глядя на дошедшие до нас портреты, остается удивляться, почему некоторые современники говорили о его прекрасной и величественной наружности. А вот как описывается его обычный костюм в книге «Замечательные и загадочные личности XVIII и XIX столетий» Е.П. Карновича:

«По словам барона Глейхена, Калиостро был небольшого роста, но имел такую наружность, что она могла служить образцом для изображения личности вдохновенного поэта. В тогдашней Gazette de Santé писали, что фигура Калиостро носит на себе отпечаток не только ума, но даже гения. Одевался Калиостро пышно и странно и большею частью носил восточный костюм. В важных случаях он являлся в одежде великого кофта (Великого Копта – прим.ред.), которая состояла из длинного шелкового платья, схожего по покрою с священническою рясою, вышитого от плеч и до пяток иероглифами красного цвета. При такой одежде он надевал на голову убор из сложенных египетских повязок, концы которых падали вниз. Повязки эти были из золотой парчи и на голове придерживались цветочным венком, осыпанным драгоценными камнями. По груди через плечо шла лента изумрудного цвета с нашитыми на ней буквами и изображениями жуков. На поясе, сотканном из красного шелка, висел широкий рыцарский меч, рукоять которого имела форму креста».

Как Калиостро стал масоном и предсказал Французскую революцию

Калиостро не просто так носил наряд «Великого Копта». Однажды он действительно путешествовал по Египту и Мальте, после чего начал распространять слухи, что встретился внутри пирамид с тысячелетними бессмертными мудрецами, хранителями тайн бога алхимии Гермеса Трисмегиста. В последствии в Англии Бальсамо вступил в ряды масонов и основал так называемую египетскую масонскую ложу. Английские масоны утверждали, что Калиостро – Великий Копт, адепт древнего египетского устава, носитель мистических тайн древних египтян и халдеев.

Карнович говорит, что это учение было изложено до Калиостро в рукописи некоего Джорджа Костона: якобы Бальсамо случайно купил эту рукопись у одного лондонского букиниста и воспользовался ею, хотя говорил, что почерпнул концепцию в папирусах египетских пирамид. Для вступления в египетскую ложу соискатели должны были иметь безукоризненную репутацию, высокое положение в обществе и годовой доход не менее 50 тысяч ливров. Скоро туда потянулись богатые и знатные дворяне.

С момента посвящения в масоны Калиостро жил на широкую ногу, занимался благотворительностью и часто демонстративно отказывался от вознаграждения за услуги, давая понять, что обеспечивает себя посредством магии. Многие думали, что Бальсамо действительно владеет тайной философского камня. Позже инквизиция выяснила, что на самом деле деньги поступали из масонских лож. Тем временем Лоренца устраивала магические сеансы для дам.

«Как бы то ни было, но со времени своей вторичной поездки в Лондон Калиостро явился деятельным масоном, понимая ту выгоду, какую он может извлекать из своих познаний, приобретенных им на Востоке, находясь в составе таинственного общества, имевшего ложи во всех частях Европы, – повествует Карнович. – От масонства около этой поры стало веять сильным мистицизмом. Папа Климент XII объявил о нем как о дьявольской секте. Европейские государи, в свою очередь, побаивались козней и скрытной силы масонов».

Фото: «Взятие Бастилии», Jean-Pierre Houël

Любопытно, что одним из фактов, заставляющих многих исследователей верить в сверхспособности этого человека, было его «Письмо к французскому народу», в котором Калиостро предсказал Великую французскую революцию, гибель короля Людовика XVI от рук восставшего народа и разрушение Бастилии. Однако если учесть, что некоторые исследователи связывают переворот непосредственно с масонским влиянием (Сергей Нилус, к примеру, утверждал, что масоны знали о нем заранее), то информация могла быть почерпнута Бальсамо в ложе, чем он и воспользовался, чтобы укрепить свое положение.

Формула любви, или Приключения Калиостро в России

Сведения о пребывании Бальсамо в России содержались в небольшой книжке Aventures de Cagliostro, изданной в Париже в 1855 году. Итак, в 1779 году он прибыл в Петербург с расчетом расширить влияние ложи, но прогадал во всех отношениях. По приезде Калиостро заметил, что его известность в России была не так громка, как он полагал. «И как человек чрезвычайно сметливый, он понял, что при подобном условии ему невыгодно было выставлять себя на показ с первого же раза. Он повел себя чрезвычайно скромно, без всякого шума, выдавая себя за чудотворца, не за пророка, а только за медика и химика, – пишет Карнович. – Жизнь он вел уединенную и таинственную, а между тем это самое еще более обращало на него внимание в Петербурге, где известные по чему-либо иностранцы являлись постоянно на первом плане, не только в высшем обществе, но и при дворе. В то же время он распускал слух о чудесных исцелениях, совершенных им в Германии никому еще неизвестными способами, и вскоре в Петербурге заговорили о нем, как о необыкновенном враче».

Тем временем прекрасная Лоренца вызвала слишком живой интерес князя Потемкина! Жена Калиостро Лоренца Феличиане отличалась красотой, она описывается как статная стройная молодая женщина с белой кожей, черными волосами, круглым лицом и блестящими глазами. Жизнь с Бальсамо не была сладкой. Когда у Калиостро заканчивались средства на существование, он фактически торговал женой. Тем не менее женщина продолжала следовать за мужем и ассистировать ему в любых начинаниях. Лоренца воздействовала своей красотой не только на мужчин, но и на женщин. Она говорила, что ей более 40 лет и ее старший сын давно служит капитаном в голландской службе. Когда русские дамы изумлялись ее необыкновенной моложавости, та рассказывала, что ее внешность сохранена благодаря чудесному снадобью против старости, изготовленному ее мужем. Богатые русские барыни тратили огромные деньги на склянки чудодейственной воды, предлагаемой Калиостро.

Однако связь Потемкина с итальянкой не могла радовать императрицу, и спустя девять месяцев после прибытия Калиостро пришлось выехать из России. Конечно, дело было не только в проделках Потемкина, успевшего осыпать свою любовницу драгоценностями.

Мистификации подозрительного итальянца не вызвали горячего интереса в среде образованной русской знати, хотя масонство тогда уже было распространено и в России. Так, статс-секретарь императрицы Иван Перфильевич Елагин, сам увлеченный франкмасон, однажды дал итальянцу пощечину, когда понял, что в своих рассказах Бальсамо допускал множество исторических и географических ошибок и порой просто вешал лапшу на уши.

Были и другие сложности. Так, через некоторое время после «излечения» новорожденного ребенка князя Гагарина его мать заподозрила подмену. «И весь Петербург заговорил об этом. Когда же началось по поводу этого говора следствие, то Калиостро не отпирался от сделанного им подмена, заявляя, что так как отданный ему на излечение ребенок действительно умер, то он решился на обман для того только, чтобы хотя на некоторое время замедлить отчаяние матери. Когда же его спросили, что он сделал с трупом умершего ребенка, то Калиостро отвечал, что, желая сделать опыт возрождения (палингенезиса), он сжег его», – утверждает Карнович.

Когда Бальсамо было указано покинуть Петербург, на путевые издержки от императрицы он получил крупную сумму. В 1786 году на сцене театра в Эрмитаже состоялась премьера комедии «Обманщик», сочиненной лично Екатериной II, о неком Калифалкжерстоне – мошеннике, очень напоминающем Калиостро. В 1870 году свет увидела ее книга «Тайна противонелѣпаго общества», в которой высмеивалось масонство и его тайны.

Инквизиция и смерть Калиостро

Великая французская революция напугала католическое духовенство, священнослужители стали покидать ложи, вовлечение в масонство каралось смертью. В 1789 году Калиостро арестовали по обвинению во франкмасонстве. Следствие изъяло все бумаги Бальсамо и обвинило его в чернокнижничестве и мошенничестве. Лоренца дала показания против мужа, но это не спасло от наказания – ее приговорили к пожизненному заключению в монастыре, где она вскоре умерла. Самого Калиостро приговорили к публичному сожжению, однако папа Пий VI заменил казнь на пожизненное заключение. 7 апреля 1791 года Калиостро пришлось совершить торжественный ритуал покаяния. В рубахе и босиком, стоя на коленях со свечой в руках, он молил Бога о прощении, в то время как палач сжигал на площади перед церковью его магические книги и волшебный инвентарь. После этого Калиостро водворили в камеру замка Сан-Лео с единственным отверстием – в потолке. Через четыре года Джузеппе Бальсамо умер.

Мнения исследователей о личности Джузеппе Бальсамо неоднозначны. Кто-то действительно считает его магом, кто-то – только авантюристом. Так или иначе, но Калиостро удалось оставить след не столько в истории, сколько в культуре. Помимо Алексея Толстого, он вдохновил на создание произведений Гете («Великий Кофта»), Дюма-отца («Граф Калиостро»), Томаса Карлейля («Граф Калиостро»), Иоганна Штрауса («Калиостро»).

«Проклятие графа Калиостро», смысл «Уно моменто» и усадьба Ляхово: как проходили съемки «Формулы любви»?

Музыкальная комедия по мотивам повести Алексея Толстого «Граф Калиостро» – «Формула любви» – знакома практически каждому. Это мудрое, ироничное, легкое кино, из которого российский зритель почерпнул множество цитат. Любимой стала и «Народная неаполитанская песня» про «итальянскую девушку», по сей день ее мотив любят напевать люди всех поколений. Однако мало кто знает, о чем на самом деле поется в этой композиции.

Смотрите комедию «Формула любви» в пятницу, 6 августа, в 23:15 на телеканале «МИР».

Кроме того, на протяжении всего съемочного процесса актеров преследовала мистика или, как они сами говорили, «проклятие графа Калиостро». Подробности – в нашем материале.

«Пребывание в России действует разлагающе на неокрепшие умы»: чьим голосом говорит граф Калиостро?

Драматург Григорий Горин и режиссер Марк Захаров от первоисточника решили оставить только главную сюжетную линию, превратив мрачную повесть в иронию. Изначально некоторых персонажей в сценарии не было: например, слуга графа Калиостро – Жакоб (Александр Абдулов) появился позже. Сам актер обратился к режиссеру с просьбой придумать для него хотя бы небольшую роль.

Также изначально в сценарии отсутствовала знаменитая песня «Уно, уно, уно, ун моменто», слова и музыку которой написал композитор фильма Геннадий Гладков. Песня была составлена из несвязанных между собой итальянских слов, которые были всего лишь зарифмованы.

«В этой песне поется о прекрасной итальянской девушке. Однажды ее возлюбленный уплыл в море и не вернулся. И сия пучина поглотила ее в один момент. В общем, все умерли», – говорит Жакоб Машеньке о смысле песни.

Однако в переводе эта «Народная неаполитанская песня» звучит так:

«Море, красивая женщина

и прекрасная песня.

Ты знаешь, что я люблю тебя, люблю всегда.

Красивая женщина, море,

Дай мне мгновение,

что мне больше нравится.

Одно. Одно, одно мгновение

Одно. Одно, одно чувство

Одно. Одно, одна любезность

Одно. Одно, одно таинство».

Композицию исполнял Александр Абдулов в дуэте с Семеном Фарадой, но так как последний вокальными данными не обладал, петь за него пришлось автору песни Геннадию Гладкову. Кстати, композитор появляется в одном из эпизодов фильма – он сыграл роль слуги Федяшевых.

Говоря об озвучке, нельзя не упомянуть исполнителя главной роли. Актера на эту роль было найти довольно сложно, второй режиссер картины Юсуп Даниялов рассказывал в своих интервью, что драматург Григорий Горин видел в этой роли Олега Янковского (он отказался играть из-за суеверия), а Даниялов – Никиту Михалкова, который был слишком занят в других фильмах. Поиски продолжались, пока однажды Марк Захаров не посетил спектакль грузинского театра, где и встретил Нодара Мгалоблишвили. Поначалу актер недоумевал – ведь он плохо говорит по-русски, как ему играть и взаимодействовать с коллегами по съемочной площадке? Но режиссер пообещал Мгалоблишвили, что его переозвучит другой актер. Таким образом итальянца сыграл грузин, а озвучил армянин Армен Джигарханян.

На роль Фимки режиссер решил утвердить свою дочь Александру. После чего поползли слухи, мол, вылезла на сцену за счет отца. Однако на самом деле Марк Захаров до последнего сомневался в актерских способностях своей дочери, долгое время она оставалась в массовке.

Елена Аминова, исполнившая роль эффектной ассистентки графа Калиостро, оказалась не менее роковой и в реальной жизни. В нее одновременно влюбились двое коллег по цеху – Абдулов и Фарада. Однажды они завалили ее кровать цветами, которые сорвали с клумб, а Семен Фарада катал ее на своей машине до тех пор, пока об этом не узнала его жена.

«Формула любви» – мое проклятие»: мистика на съемочной площадке

Исполнить другую главную роль – Марии – режиссер решил предложить выпускнице Щепкинского училища Елене Валюшкиной. Однако актриса долго отказывалась от съемок – приняла это приглашение как очередное предложение, которые нарушает ее отпускные планы. В итоге Елену удалось уговорить, и роль Марии принесла ей популярность во всем Советском Союзе. Правда, сейчас актриса о «Формуле любви» вспоминает с негативом, называет этот фильм своим проклятием.

«Это видение не мое, а друга-медиума. Он так и сказал мне: «Формула любви» – это фильм-проклятие. Пересмотри-ка ты его с этой точки зрения». Я так и сделала и поняла: мама дорогая, точно! Уходя из дома с магом, моя героиня может остановить сердце, ее граф этому научил. Сплошная мистика! Там немало параллелей с моей собственной судьбой», – говорила в своих интервью Елена Валюшкина.

И это не единственное проклятие: Геннадий Гладков вспоминал, что сложности начались с первых же дней съемок фильма, будто бы сам Калиостро был против. От «нападок Калиостро» первым пострадал Нодар Мгалоблишвили. Однажды на подоконнике своего гостиничного номера он решил устроить концерт для проходившей по улице незнакомки, да настолько увлекся, что выпал из окна. В результате – сломанная нога и гипс. Несмотря ни на что, Марк Захаров решил продолжать съемки с Мгалобшвили.

Чуть не сломал ноги и исполнитель роли помещика Алексея Федяшева – Александр Михайлов. В одном из эпизодов он должен был выпрыгнуть из окна прямо в седло лошади. Актер опрометчиво решил отказаться от каскадера – он неудачно приземлился и несколько дней отлеживался дома.

Отказ от каскадера сыграл злую шутку не только с Михайловым, но и с Абдуловым. Тогда снимали эпизод с проходом кареты, заряженной лошадьми. Все шло хорошо, пока в один момент лошади не понесли, а карета перевернулась и упала в овраг. Александра Абдулова спасло только то, что он смог вовремя среагировать и скинуть с ноги сапог, который намотался на вожжи.

Проклятие не обошло и Александру Захарову – актриса сломала большой палец ноги на съемках и, превозмогая боль, продолжала играть дальше.

А вот за мистику в самом фильме отвечал иллюзионист Анатолий Шаг-Новожилов. Правда, некоторые его фокусы оказались на практике трудновыполнимыми, поэтому некоторую роль мага исполнил Юсуп Даниялов, а в помощь ему пришли подручные средства.

Усадьба Ляхово: где проходили съемки «Формулы любви»?

Фильм снимали в Московской области, недалеко от Домодедова, в усадьбе Ляхово. Эта усадьба известна с начала XVII века, когда ею владел кригс-комиссар Федор Наумов. Изначально это было деревянное здание, которое вскоре неоднократно горело. Следующим владельцем усадьбы стал генерал-лейтенант Григорий Васильчиков, который и заменил деревянные постройки на каменные.

Посетить усадьбу можно в любое время – вход свободный, правда, сейчас она выглядит неухоженной и заброшенной.

Читайте также: