Где находится кровать петра 1

Обновлено: 17.05.2024

Насчет роста Петра I существует две теории – одна опирается на мнение людей, которые могут сами изучить и в прямом смысле слова «пощупать» руками вещи великого императора, а вторая опирается на народные догадки, мол, раньше все люди были маленькие и низкие.

С этим трудно спорить, ведь четыре века назад на Руси мужчина ростом 165 см считался рослым, а доспехи, которые находят археологи в местах исторических битв, часто не превышают 46-48 размера, что по нынешним временам сравнимо с размерами одежды школьников средних классов, но никак не с русскими богатырями. Где же истина?

Петр был высок, худощав и хорош собой

Историк Василий Осипович Ключевский в своей книге «Исторические портреты» описывает императора как великана, который был «без малого трех аршин ростом» и был выше окружавших его людей «на голову». Христосуясь на Пасху, он постоянно был вынужден наклоняться – до боли в пояснице. Далее Ключевский указывает, что Петр пошел в мать – Наталью Кирилловну и позаимствовал у Нарышкиных живость, энергию, мышечную силу – он мог свернуть в трубочку серебряную тарелку или разрубить ножом на лету кусок шерстяной ткани. Шаг его был настолько стремителен, что другим приходилось поспевать за ним едва ли не вприпрыжку.

Долго сидеть на месте он не мог – на пирах то и дело уходил в комнаты – размяться и был большим охотником до танцев. Если учесть, что «петровский», то есть введенный самим Петром аршин был равен 71,12 см, то его рост был немногим ниже 213,36 см, Однако вплоть до начала XIX века в России ходил и другой аршин – от 68,6 см, но и в этом случае рост императора был немалый – 204 см. При этом одежда, оставшаяся от императора, и его обувь говорят о том, что он не был богатырем – размер его камзола достигал современного 48 российского размера, то есть он был худощав и узкоплеч, а нога его была мала для человека такого огромного роста – и едва достигала 39 размера.

Это подтверждают иностранцы

Прижизненный портрет Петра в полный рост, написанный европейским художником Иоганном Готфридом Таннауэром, подтверждает его высокий рост. Герцог Сен-Симон, принимавший Петра в Париже, вспоминал, что русский царь был «очень высок» ростом, худ и хорошо сложен. У него было круглое лицо, высокий лоб, короткий нос, густые брови и «крупные» губы. Герцог обратил внимание на то, что Петра были красивые глаза, взгляд – живой, умный и проницательный, а вид величественный и спокойный, а когда царь забывался, то сразу становился диким, суровым, а по лицу то и дело пробегали судороги.

При этом «наружность выказывала ум, величие и не лишена была прелести». Польский историк Каземир Феликсович Валишевский приводит в книге «Петр Великий» свидетельства из архива французского Министерства иностранных дел, в которых говорится о том, что Петр приятен, красив, очень высок, но неимоверно сутул: «…он горбится на ходу хуже голландских матросов, которым, очевидно, старается подражать».

Или он был обычным?

На чем же основаны предположения, что Петр не был высокого роста по современным меркам, а гигантом его называли лишь низкорослые современники? В основном на размерах мебели, которой были обставлены покои императора, да на высоте дверной притолоки в Домике Петра в Санкт-Петербурге, где император жил в летнее время. Действительно, дверные проемы там низкие, а мебель для современного высокого человека весьма неудобна и больше подходит для человека ниже среднего роста. Возразить на это можно лишь то, что Петр комфорту предпочитал работу, и некоторые историки явно упоминают то, что низкие притолоки, перед которыми императору приходилось склоняться, его не смущали. Кроме этого, спать сидя в XVII веке считалось не только нормальным, но и полезным. Европейские лекари того времени считали, что такая поза минимизирует возможность «удара» (инсульта) и полезна для мозга.

А поскольку Петр страдал неким нервным расстройством, от которого лечился в Европе, а по лицу его то и дело пробегали судороги, то скорее всего, такую позу для сна и небольшую по размеру кровать он выбрал сознательно. В Домике Петра возле входа есть специальная табличка, на которой есть отметка роста императора – 2 метра 4 сантиметра. Еще одна версия говорит о том, что император был всего 170 см ростом, поскольку якобы все остальные в XVII веке были не выше 140 см, и он казался им гигантом. Однако экстраполяция русских мер, таких как «локоть», «аршин», «сажень» говорит о том, что и раньше на Руси средний рост мужчин оставлял примерно 160–163 см.

Точно такой же рост Петра – два метра четыре сантиметра, вам скажут экскурсоводы на официальной экскурсии по Эрмитажу. Кстати, такой высокий рост был не редкостью в те времена. Ближайший друг и соратник Петра – генерал-адмирал Франц Лефорт был на несколько сантиметров выше императора.

Царская кровать в Летнем дворце Петра Первого

Царей давно нет. Прошли те времена, но интерес к быту царствующих
особ сохранился. Например, при посещении бывших царских
резиденций часто задается вопрос, а есть ли здесь спальня и кровать?
Самое роскошное царское ложе я видела в Павловском дворце.
Большая кровать с балдахином и амурами, занимающая всю
середину спальной комнаты на парадной женской половине дворца,
была привезена из Франции. Ее изготовил знаменитый придворный
мебельщик который был поставщиком королевского двора
Людовика Шестнадцатого. Имя этого мастера вошло в
историю. Жорж Жакоб работал за свою долгую и плодотворную жизнь
в разных стилях.Доставшееся павловскому дворцу изделие мастера
было выполнено в самом вычурном стиле-- рококо.

Наследник русского престола , сын Екатерины Великой,
Павел Петрович совершил длительное путешествие по Западной
Европе в сопровождении своей супруги Марии Федоровны. На
деньги, выделенные матерью, семейная пара закупила много
заморских диковинок и среди них было это роскошное супружеское
ложе. Высказывается мнение, что на нем никто никогда не спал, а
оно олицетворяло материальное благополучие и изысканный
вкус хозяев дворца. Парадные залы включали в себя не только
тронные, танцевальные, гостиные, но и будуары, а также
спальные комнаты. Все имеющиеся апартаменты демонстрировались
гостям. Такова была мода того времени. Однако в дворцах не только
жили их владельцы и отдыхали приехавшие гости.Там постоянно
находился многочисленный штат обслуживающего персонала.
Мне же кажется, что в зимний период, когда
семейная пара в лице Великого князя Павла Петровича и его
супруги Великой княгини Марии Федоровны покидалиа летнюю
резиденцию в Павловске и переселялась в зимний дворец в
Гатчине, то оставшиеся охранять дворец слуги вполне могли себе
позволить вольности в отношении описанного выше спального места.

Позолоченная царская кровать в Большом петергофском дворце
смотрится значительно проще. Во первых она имеет более
скромные размеры и нет в ней того особого французского шика.

Самая же скромная и простая царская кровать на мой взгляд
находится в Александровском дворце и принадлежала она последней
русской царице Александре Федоровне. Известно, что семья
Николая Второго проживала из-за болезни
сына очень часто в пригороде Петербурга, в Царском Селе.
Их резиденцией стал Александровский дворец и там сегодня
устроена экспозиция, показывающая бытовую обстановку царской
семьи. Кровать Александры Федоровны представляет хорошо
известное нам с советских времен металлическое изделие с
панцирной сеткой. Мы и подумать не могли, что мода на такие
кровати вместо простых деревянных пошла от самой царицы.

В названии рассказа указано, что рассказать я хотела о
царской кровати в Летнем дворце Петра Первого. Именно она
меня удивила и заставила порассуждать на тему: «Где и на чем
спали цари?» Летний дворец грозного царя, который находится
в Летнем саду в Петербурге, поражает простотой и скромностью.
Он построен в том месте, где Фонтанка впадает в Неву. Двухэтажное
строение в стиле петровского барокко предназначалось для летнего
проживания царя с супругой и детьми. Царь занимал первый этаж,
а его семья второй. Летний сад и Летний дворец Петра возникли
не на пустом месте. Когда-то здесь было поместье шведского майора.
Фонтаны, парк с подстриженными деревьями, фруктовый сад и
царские огороды появились здесь благодаря интересу и любви
царя к садовой архитектуре и агротехнике. Для реализации своих
интересов и желаний он выписал из Европы лучших садовых
архитекторов и других мастеров своего дела. До петровской эпохи
фонтанов в России не было. И Летний сад стал первым местом, где
народ увидел это чудо. И не только фонтаны были чудом, но и
фейерверки, которые царь организовывал на прилегающем к
Летнему саду лугу. Этот луг в конце концов получил название
Марсова поля и нам известен именно под этим названием. Кроме
этих чудес, увиденных Петром при его посещении Франции и
других заморских стран была и кровать, на которой человеку
невозможно вытянуться во весь свой рост. В медицине той поры
появилось суждение, что спать полусидя в кровати полезно для
человеческого организма. В ответ на такие западноевропейские
сомнительно научные медицинские гипотезы в Летнем дворце
Петра и стоит необычная кровать. Она выглядит очень красиво и
нарядно, достаточно широкая и скрытая под розовым балдахином.
Петру Первому, рост которого составлял два метра и четыре
сантиметра, такая кровать была явно коротка. Но мы знаем, что он
всегда старался шагать в ногу со всеми новоявленными веяниями,
которые появлялись в Западной Европе. Он не отстал и здесь.
Благодаря существованию музейной экспозиции и мы можем
приобщиться к мнению, что спать сидя полезно для здоровья.

почему петр 1 спал в шкафу?

Почему Петр 1 спал в шкафу?
Есть интересный факт или домысел, что Петр 1. когда «учился» в Голландии спал в шкафу, причем в сидячем положении. Вот интересно почему?
Давайте проведем логические или псевдологические цепочки, измышления.
Что отличало Голландию от Руси7?
Различие цивилизаций. Голландия была торговым государством и как бы промышленным, иначе зачем бы царь (тогда еще не император) стал бы учится сам и напрягать боярских детей?
Тогдашняя Московия, если верить писателю, была этаким тихим сонным царством. Молились, ели, спали. Жили по обычаю и уложению. Как предки. Вставали с рассветом, спать ложились с заходом. Солнечный цикл. Оптимальный для дли природной, биогенной цивилизации. Но…
Проблема в экономиках. Русь кондовая стала отставать. Не просто отставать а катастрофически. Тогдашние олигархи –бояре вовсю разворовывали государство, а из под иностранной окуппации и роли сырьевого придатка, Русь только только вышла при деде Петра Первого, Алексии Тишайшем.
Запад всегда ориентировался на индивидуализм и технологии. А технологии могли быть не только «железные». Сделать к примеру пушки или нарезные мушкеты. Итальянцы строили например Кремль, причем по всем правилам Фен Шуя, и естественно заложили немало архитектурных «мин». Умели на Западе строить и храмы, и первые каменные храмы строили (после нашей неудачной попытки) тоже иностранцы.
А храмы уже оккультная архитектура. В то время весьма придавали значение украшениям, цвету одежды, фасону (ВСЕ имело смысл*), как простой одежде, так и ночной. А вот почему спали в шкафах?
Что есть шкаф (шкап). (Ну шифанер по нашему). Только в те времна их делали не из ДСП со смолами (канцерогенами), а из дерева. Популярен был дуб к примеру. Славяне кстати. Весьма предпочитали «домовину» из дуба, настолько, что Петр 1 запретил изготовление гробов из дубов. Якобы на корабли не хватало.
(может быть, может быть. Но думется нам, дело в ином, в том что гроб особой формы и из спец материала весьма пригоден для дальнейшего «существования» того что останется от тела –то есть. информсущности. Если учесть, что имелись склепы –хранилища усопших, информтеки сущностей, куда приходили «советоваться» при стратегических задумках, то эта затея Петра имела совсем иной замысел –ослабить информационный домен).
Но к ящику из дерева.Шкафу.
Если вы взглянете на айт ИГА1 то увидите там камеру Райха. Только там человек лежит в особом ящике из спец фанеры с фольгой, конденсаторе по сути. Вот и Петр Первый так же «спал» в ящике. Если учесть, что ящик был из дуба, то это как бы нейтрализатор негатива и от программирования. Почему?
Разность цивилизаций. Голландия городская. Полис. Много людей. В москве Петр жил в теремах. Подальше от «быдла». За него молились монахи. Создавая оккультную защиту. А кто его обережет в Голландии? Вот и спал в шкафчике, чтобы не внедрили мыслеграмм.
дополнение от 14.02.2016.
более практичное обьяснение - Венеция это как бы правопреемник Ганзы, торгового союза.а вот города в одном из членов Ганзейского союза в теперешней Норвегии не отапливались (. ). Почему? потому что в домах и были склады разным там товаром. (логично же? наши купцы тоже держали лавку на первом этаже, а жили на втором этаже.). так вот, держать свечи и отапливать вообще запрещалось. (печей не было совсем). Кстати, Петр Первый вероятно "глядя" на Европу запретил летом топить печи, чтобы снизить вероятность пожаров. Поэтому летом готовили на дворе.
поэтому и такие шкафы, где можно было бы сносно согреться, не отапливая собой окружающее пространство.
Отменяет ли это добавление вышеописанное? нет. И вот почему. ВСЕ что было в ТО время МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНО. так что, спали в ящиках не только чтобы от холода, но и дополнительные функции были.
Примечания
Все имело смысл
Если вы взглянете на кружевные воротники «средневековой» Европы то увидите как бы хомут из кружев, хитроумно уложеннй ткани в виде восьмерки в профиль. Сия конструкция защищает горловую чакру, ну и усиливает излучение ее же.
Ночной колпак…
Интересно, не правда ли? Очень смешно, когда на голове этакий чепчик, да еще с кругляком на голове и конусообразным хвостиком. А не зря между прочим. Кроме сквозняка, чтобы уши не продуло, закрывали ушные отверстия. Не только от насекомых. Но и от сущностей, которые могли внедрится в тело.
А как вам кровать под балдахином? Он то шелковый был. В первую очередь от клопов. Вторая причина –теже сущности. Щелк тоже оберег и обои из шелка не прихоть а необходимотсть. Так что кровать под балдахином весьма преинтересная конструкция. По сути тот же шатровый (пирамидальный) принцип. Ну и как вам «дикая» Европа?

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Три загадки Петра I: как выглядел, где хотел построить столицу и почему его не хоронили шесть лет?

На этой неделе Россия широко отметила дату, неразрывно связанную с историей страны. 350 лет назад родился Петр Алексеевич Романов – первый император Всероссийский. О его деяниях мы знаем многое, а вот про него самого. Тайны Петра Алексеевича в материале специального корреспондента «МИР 24» в Санкт-Петербурге Анастасии Глебовой.

Яркий, экспрессивный, великий – таким увидели Петра советские режиссеры. Но как на самом деле выглядел император, до сих пор загадка. Образов сотни в портретах, гравюрах. Но в каждом Петр на Петра не похож.

Вот два самых известных портрета – Питера ван дер Верффа и сэра Годфри Неллера. Здесь государю 25 лет. Но на первой картине явно более молодой и стройный человек. А этот портрет написан годом позже. Художник неизвестен, но на полотне тоже Петр Алексеевич.

«Это все художественные изображения. Поэтому его изображение во время Великого посольства – там вообще ничего нет общего с ним», – отметил историк Александр Мясников.

В том числе из-за отсутствия видимого сходства между портретами и оригиналом противники Петра и поговаривали, что «царь-то не настоящий», подменили его во время путешествий по Европе.

Тогда у Петра Михайлова – под таким псевдоним государь отправился в Великое посольство – были английские усы, тонкие как ниточки. После Полтавской битвы «императорские» – пышные. С 1717-го усы «карандаш», их император привез из Парижа. И оказался верен такой форме до конца жизни.

Он родился в 1672 году. Судя по мерной иконе, которая по габаритам равна размерам новорожденного, был обычным ребенком.

«По этой иконе мы знаем, что маленький царевич родился 49,5 сантиметров в высоту, а плечики его были 13,5 сантиметров», – сказала главный научный сотрудник Музея истории Санкт-Петербурга Марина Логунова.

Но в итоге вырос великаном – 204 сантиметра. Тогда средний рост европейского мужчины – 165 сантиметров. При этом у Петра были маленькие стопы – 39 размера. И «скромные» кисти рук.

В Русском музее хранятся две маски Петра Великого – прижизненная и посмертная. Обе отлил итальянский скульптор Растрелли. И это, пожалуй, единственные артефакты, по которым можно представить себе реальную внешность государя.

С высокой долей вероятности император выглядел именно так. Только с волосами на голове и усами на лице. Это Петр I работы Михаила Шемякина. Очень неоднозначный: непропорционально маленькая голова и огромное тело. За длинные пальцы этот монумент в народе даже прозвали «Петр-паук». Но автор использовал прижизненную маску Петра Алексеевича. А значит сходство практически документальное.

Петр основал Петербург в 1703-м году на 59 градусе северной широты и 30 градусе восточной долготы, но координаты главного города государства могли быть совсем другими.

Медный всадник, Петропавловская крепость, Дворцовый мост, возможно, имели бы совсем другую прописку, не северную, а южную. Есть версия, что Петр для возведения столицы Российской империи рассматривал не только Балтику, но и Азовское море.

Таганрог – старший брат Петербурга. Если посмотреть на карту этих городов, видно – те же одинаково ровные улицы и проспекты, каменные дома и порт.

«Таганрог очень похож по своей судьбе. Он создан примерно в то же время – 1698 год – тоже как передовой форпост на южном направлении. То есть это по сути город, который строился на самой границе с крымскими и турецкими владениями. Он настолько идентичен Петербургу на ранней стадии, что создается впечатление, что Петр две столицы заложил потенциальные, а потом выбирал», – объяснил историк Николай Смирнов.

И решил рубить окно не на юг, а все-таки в Европу. Балтика открывала для русского флота большие возможности.

«Мы не должны забывать, что Нева – это главная часть пути «из варяг в греки». Здесь всегда кто-то жил, всегда кто-то находился. Нева – удивительная река, она с такой скоростью несется, как горные реки. Гоголь писал: «странная такая речка Нева есть, там водится только две рыбки – корюшка и ряпушка. И больше ничего не живет, потому что все смывает», – отметил Александр Мясников.

Петербург построили на болотах с нуля. И в 1712-м году Петр Алексеевич официально перенес сюда столицу из Москвы. И именно здесь государь вместо боярской думы учредил Сенат, а также Синод, который заменил патриарха и сделал Петра фактически главой церкви. Появились коллегии, которые позже стали министерствами.

Но еще труднее понять, почему Петр I даже после смерти так долго не мог найти покоя. Он скончался 28 января 1725 года в своем Зимнем дворце. Умирал тяжело, его крики было слышно на всю округу. Что стало причиной смерти, до сих пор тайна. Версий десяток. От сифилиса и рака до застуженных почек и «антонова огня» – так в XVIII веке называли гангрену.

«В момент, когда Петр I умирал, вместе с обильным гноетечением из мочевого пузыря, который ему помогали освободить с помощью катетеризации, его, как они пишут, стукнул удар. То есть у него был инсульт», – подчеркнул врач Бадри Аджамов.

Но вместо того, чтобы похоронить государя, его тело забальзамировали и выставили на прощание на долгие 40 дней.

«Система похорон при Петре радикально изменилась. Дело в том, что он ввел обязательное вскрытие. При нем появилось то, что мы потом начали называть экспертизой, установление смерти не по тому, что сказала какая-то бабушка¸ а по тому, что сказали врачи», – сказал Александр Мясников.

Бальзамирование оказалось неудачным – тело Петра тлело. Но похороны все откладывали и откладывали.

«Самая главная причина – это строительство усыпальницы, самого Петропавловского собора, потому что церковь, которая была при Петре, там уже был шпиль, но все было не то. То, что мы сейчас видим, конечно, было построено много лет спустя. Поэтому его и не хоронили», – сказал историк Александр Мясников.

До Петра Алексеевича русских монархов хоронили в Архангельском соборе, Вознесенском монастыре, Соборе Спаса на Бору, Новодевичьем монастыре в Москве. С переездом столицы в Петербург все стало иначе.

Есть версия, что окружение Петра не знало, что делать с телом, да и не до него было. Государь отменил престолонаследие по мужской линии от отца к сыну или внуку. Не оставил он и завещание, написал лишь слова: «Отдайте все». Началась борьба за власть.

«Допустим, решение – либо захоронить Петра, либо, наоборот, положить его в мавзолей – могло быть использовано политическими противниками как инструмент для борьбы. Захороним Петра, скажут, что он хотел быть забальзамированным и лежать в мавзолее. Вот вы петровскую волю не выполнили. Или наоборот», – подчеркнул Николай Смирнов.

Так незахороненным и простоял прах самодержца шесть лет и 123 дня. Петра стали называть антихристом, нечистой силой, демоном. «Очистить» память о государе решилась только Анна Иоанновна, которая в 1731 году предала своего дядю земле.

Как проходил обычный день императора Петра I, и Какие профессии он успел освоить за свою жизнь



Иногда люди думают, что жизнь царских особ — это безмятежное существование, лишенное будничных забот, наполненное яркими красками вседозволенности и роскоши. То есть сплошной отдых и развлечения. А вот если обратиться к биографии Петра I, то станет понятно, что более трудолюбивого человека сложно найти. Читайте в материале, почему царь вставал, когда петухи еще не пропели, что он делал целый день и какие необычные увлечения у него были.

Ранний подъем, личный контроль городского строительства и рюмка водки в 11 утра

Петр I вставал очень рано, чтобы успеть сделать все дела. /Фото: rossaprimavera.ru

Петр I был очень энергичным человеком, презирал лень и не любил зря терять время. Он ставил перед собой цели и достигал их. Современники утверждают, что у царя были сильные мозолистые руки, которых он не стеснялся. Петр старался изучить тонкости разных ремесел, постоянно расширял свои знания. Можно смело сказать, что этот правитель разбирался в тех сферах, которые желал преобразовать и улучшить.

Царь всегда внимательно относился к государственным делам, а также имел массу необычных увлечений. Чтобы все успеть, он поднимался с постели в четыре утра, а в пять к нему в кабинет уже приходил с докладом секретарь Макаров. Нет дурных новостей — можно с аппетитом позавтракать.

К шести утра Петр появлялся в Сенате, причем по пути успевал побывать на строящихся Адмиралтейских верфях и на других стройплощадках. Выполняемые работы император контролировал лично.

По городу Петр I передвигался на двуколке, а в хорошую погоду мог прогуляться пешком. До 11 часов дня царь находился в Сенате. Ему нужно было успеть рассмотреть важные государственные дела, встретиться с иноземными послами, с российскими торговцами, военачальниками и учеными. Когда дела были завершены, Петр приказывал подать рюмку водки с кренделем на закуску. Наступало время обеда, и царь ехал домой.

Личная токарная мастерская, и что Петр I никогда не ел, чтобы не снизить свою работоспособность

Один из токарных станков Петра Великого. /Фото: glavmex.ru

Перед тем как сесть за стол, император посещал личную токарную мастерскую. Там было не менее 50 станков, на которых он обожал вытачивать красивые вещицы из слоновой кости или дерева. Петр I вообще любил осваивать новые специальности и делал это постоянно. Он был знатоком географии, хорошо разбирался в математике и навигации, освоил военное дело, изучал историю, знал тонкости кораблестроения. Петр прекрасно говорил на нескольких языках (голландский, немецкий, польский).

Правителя даже прозвали царем-плотником, чем он очень гордился. Но у Петра было еще одно интересное увлечение — он очень любил удалять людям зубы. С собой у императора всегда была серебряная коробочка со стоматологическими инструментами, чтобы при необходимости немедленно вырвать зуб. Сегодня в Кунсткамере хранятся зубы, которые Петр I лично удалил своим подданным.

Обед царь проводил с семьей. Перед тем, как приступить к трапезе, он выпивал рюмочку анисовой водки. Подавались простые блюда. Император лакомился студнем, щами и кашей, поросенком в сметане, солеными огурчиками, ветчиной и сыром. В качестве напитков использовались пиво и квас, иногда красное вино. Петр не ел рыбу и сладости, так как от такой пищи у него сильно болел желудок. По этой же причине царь не соблюдал религиозные посты, предварительно получив на это церковное благословение.

Прием посетителей после дневного сна, и личное участие в работе строек

После обеда царь обязательно отдыхал. /Фото: polzam.ru

После сытного обеда царь ложился, чтобы поспать около двух часов. Так поступали все члены его семьи, впрочем, не только они — вся страна отдыхала после обеда. Это была своеобразная сиеста. В послеобеденное время были закрыты все торговые заведения. Крестьяне и простолюдины делали перерыв в работе. Император спал до трех часов дня, после чего снова начинал заниматься государственными делами. Он перемещался в рабочий кабинет, где изучал отчеты чиновников, занимался составлением указов и инструкций, составлял указы. Много времени посвящал сочинению регламента Адмиралтейства, а также внесению правок в «Историю Северной войны».

Ровно в четыре часа дня царь требовал подать документы и донести до него информацию о делах, которые были назначены на следующий день, чтобы составить подробный план на утро. После этого, если время еще было, Петр ехал на стройку, где принимал непосредственное участие во многих работах. Он трудился наравне с простыми людьми, и не считал это зазорным.

Загульные пиры, и как послу фон Принцу пришлось на мачту лезть

Петр не любил, когда кто-то нарушал распорядок его дня. /Фото: nastroy.net

Петр Первый умел работать, но с таким же масштабом он любил и отдохнуть. Нередко гуляния и пиры продолжались несколько дней. Если же никаких праздников не намечалось, то в семь вечера царь ужинал, причем перекус был легким, после чего-либо шел в свою любимую токарную мастерскую, либо читал книги и газеты. В десять вечера император ложился спать.

Петр очень трепетно относился к установленному распорядку дня. Тому, кто был непунктуальным и «сбивал» планы царя, могло не поздоровиться. Например, в исторических документах было найдено описание такого случая: в Петербург приехал Бранденбургский посол фон Принц, и император назначил ему аудиенцию на 4 часа утра. Наивный фон Принц решил, что это царский каприз, что так рано государь не проснется, и пришел в пять утра. Естественно, царя уже не было — он трудился на Адмиралтейских верфях.

Посланник поехал туда, и с удивлением увидел, что Петр сидит на грот-мачте корабля. О прибытии посла правителю доложили, но он и не подумал спускаться, заявив, что кто опоздал, тот и на мачту полезет. Пришлось незадачливому фон Принцу воспользоваться веревочной лестницей, чтобы передать царю верительную грамоту для удостоверения представительного характера и аккредитования.

Император был совершенно непростым человеком. Потому и у его фавориток жизнь складывалась необычно.

Читайте также: