Дома не было кровати

Обновлено: 19.05.2024

Когда в крестьянских семьях появилась кровать. Для чего были придуманы двухъярусные кровати. История детской кроватки и люльки.

Кровать появилась в домах наших предков не сразу. На Руси первое упоминание в письменных источниках можно найти в памятнике «Слово о полку Игореве». (Князю приснилась кровать)

Широкое распространение кровать в Российском государстве получила гораздо позднее.

Крестьяне испокон веков спали на полатях, на сундуках, покрытых шкурами. Также для сна использовали широкие лавки, на которых сидели за трапезой. Место на печи отводилось старикам, поскольку там было теплее всего. У детей были свои собственные спальные места.

Кровать — люлька для младенцев

Для младенцев приспосабливали на крюк в крыше дома качающуюся люльку. Люльку строгал из дерева будущий отец. В больших крестьянских семьях часто пользовались 1-2 люльками для всех новорожденных. Как только младенец немного подрастал и начинал сидеть, его переселяли из люльки в детскую кроватку.

Кровать люлька для младенцев на Руси

Кровать люлька для младенцев на Руси

Кроватки для детей

Отельные кроватки для детей в крестьянских семьях были необходимостью, ведь совсем маленькие дети еще не могли спать на полатях. Специальные детские кровати изготавливали мужчины из дерева. Потом для удобства стали прикреплять к кроватке колесики. (чтобы днем закатывать под родительскую кровать)

Кроме того, существовали мастера, которые специализировались на изготовлении кроваток для младенцев и детей. Их работа была эксклюзивной и дорогой. Например, в 18 веке только богатые слои общества могли позволить себе приобрести такую кроватку для ребенка. Любопытно, что эти кроватки очень напоминают современные детские кровати.

Кровати для взрослых

В середине 19 века деревянные кровати для взрослых стали популярны у привилегированных сословий (купцы, дворяне). А крестьяне, стесненные жилищными условиями, не могли поставить в свои дома кровати, продолжая спать на лавках и сундуках вплоть до начала 20 века

Убранство в крестьянском доме на Руси

Убранство в крестьянском доме на Руси

Металлические кровати

Больницы и армия предъявляли свои требования к кроватям: они должны легко мыться. Благодаря литейному делу на смену деревянным лавкам пришли металлические.

Железная кровать

Железная кровать

Двухъярусные кровати

В начале 19 века появились первые двухъярусные кровати, их использовали для экономии места в помещении. При этом расстояние между полками было небольшим. Использовали исключительно в больницах и казармах. Широкое применение двухъярусные кровати получили позднее, когда появилось массовое заводское производство, и цены на двухъярусные кровати снизились.

В результате, двухъярусные кровати стали популярным приобретением для детей, что дало в детской комнате много свободного места для игр. Со временем появилось большое разнообразие моделей двухъярусных кроватей. Сегодня каждый может выбрать максимально удобную и подходящую по цене кровать.

20 век

Период конца 19 века – начала 20 века ознаменовался массовым производством фабричных кроватей. Между мебельными фабриками росла конкуренция, поэтому цены снизились, а качество выросло. Поэтому стало возможным каждому приобрести детские, взрослые и двухъярусные кровати стандартной длины, из дерева или металла.

Фото из семейного альбома Смердовых, обстановка дома 20 века

Фото из семейного альбома Смердовых, обстановка дома 20 века

Большое внимание во все времена покупатели уделяли надежности и долговечности спального места, ведь предполагалось, что такая покупка совершается на долгий срок. В большинстве семей детскую мебель передавали по наследству, аккуратно пользуясь и стараясь сберечь от внешнего воздействия.

В заключение отмечу, что по убранству комнаты на фотографии можно определить год съемки. Иногда фотография поможет узнать даже фабрику, на которой произведена кровать ваших предков. А значит, вы узнаете подробности жизни ваших прадедов.

Вам будут интересны другие статьи по генеалогии:

На чем спали в Древней Руси

Современные россияне привыкли к комфортным кроватям, диванам и даже не представляют, как можно обходиться без этой мебели. Жители Древней Руси о таких удобствах даже не слышали. Лет 200 назад ни в одном крестьянском доме нельзя было найти кровать в современном смысле этого слова. На чем же спали наши далекие предки, поведали историки.

Где спали члены крестьянской семьи

на чем спали в древней руси

Семьи на Руси в массе своей были достаточно многочисленными. Помимо супругов и их детей в одном доме могли проживать престарелые родственники. Да и отпрысков в каждом семействе хватало. У одной пары могло родиться до 10—12 малышей. Многие из них ввиду слаборазвитой медицины погибали еще в раннем детстве. Но и оставшихся хватало на то, чтобы дом постоянно был наполнен детскими голосами и веселой возней.

В домах не делали отдельных спален. Вся семья спала в большой общей комнате, которая называлась «горницей». Родители в одной ее части, детвора — в другой. Такая кучность была продиктована элементарной экономией ресурсов. Дом отапливался одной большой печью, на которой также варили пищу, сушили грибы-травы, спали по ночам. Тепла этой печи как раз хватало на то, чтобы прогреть одну большую горницу.

На чем спали на Руси

В холодные зимы самый сладкий сон был на печи. Днем ее хорошо протапливали, чтобы приготовить обед. До вечера печка держала тепло, медленно остывая только к утру. Спать на таком ложе было очень уютно и хорошо. Каждый мечтал погреться на теплой печурке, но выделялось это место только самым уважаемым членам семьи — престарелым родителям. За неимением таковых на печи спали малолетние дети.

Ни деревянных, ни железных кроватей в традиционном смысле слова на Руси не было. Взрослые члены семьи и подростки спали на широких лавках или на полатях. «Полатями» назывались просторные и высокие деревянные настилы, которые сооружали неподалеку от печи. Опять-таки чтобы было тепло. Полати для детей имели небольшие защитные борта.

Помимо полатей и печей для сна использовались и большие деревянные лари (сундуки). В них хранилась зимняя одежда, вышитые нарядные рубахи и другие семейные ценности. Зажиточные семьи могли позволить себе лари, украшенные чеканкой или резьбой. Чтобы эта недешевая мебель не простаивала просто так, на ночь ее застилали домоткаными покрывалами, тулупами и использовали в качестве кроватей.

Самым маленьким членам семьи не позволяли спать с другими детьми или взрослыми. Родители опасались, что во сне их могут придавить. Для новорожденных из дерева делали люльки — кроватки с высокими бортами, которые подвешивались с помощью толстых веревок к потолку. Лежащий в такой колыбельке малыш всегда был в тепле. К тому же его можно было укачивать.

Как спали наши предки

Не было на Руси и матрасов в современном понимании. Дно детских колыбелей и спальные места на печи обычно посыпали соломой. На полати стелили ветошь, солому или тулупы. Семьи побогаче могли себе позволить тюфяки. Их шили из мешковины. Набивали старыми тряпками, соломой, высушенным мхом, конским волосом. Богатые бояре спали на перине из перьев и пуха птиц.

Современным потребителям все эти тонкости не знакомы. К их услугам — громадный выбор ортопедических матрасов из высококачественных гипоаллергенных наполнителей. За ними даже не нужно ехать в магазин. Отменный матрас можно заказать по интернету в магазине «Магия Сна». Пару кликов — и через день-два матрас дома у заказчика.

Как на Руси крестьяне спали, и чем это отличалось от современности



Культура сна в старой Руси отличалась от современной и сегодня может показаться достаточно странной. Удивительно, но привычные ныне кровати появились в деревнях только в 20 веке. Но и кроме этого существовали особые правила сна, требующие исполнения. Вряд ли современный человек сможет выспаться, следуя им. Читайте, почему крестьяне спали в одежде, где было самое комфортное спальное место, для кого оно предназначалось и почему сон следовало делить на части.

Спальные места, распределяемые по уровню комфортности

На полатях спали дети, так как старикам забираться туда было неудобно. /Фото: i1.u-mama.ru

Расположиться для сна крестьяне могли в самых разных местах. Это мог быть сеновал или сени, телега или клеть, лавка или сундук. Но существовали и места, которые предназначались для сна, а именно полати и печка.

Лежанка на печи была самой удобной и комфортной для сна. Она долго оставалась теплой, что было важно в холодное время года. Обычно на печи спали старики, но и молодежь любила понежиться в тепле. Еще одно комфортное спальное место — полати. Так называли деревянные полки, располагавшиеся между печью и стеной, порой высоко под потолком. Это было тепленькое местечко без сквозняков, потому укладывали на полати детей. Старикам же было неудобно залезать и спускаться. Младенцы почивали в люльках, которые подвешивали к потолку, а дети постарше нередко спали на лавках и сундуках.

У мужчины-главы семьи был собственный угол, коник, напротив бабьего кута. В нем умельцы что-то чинили, вырезали, мастерили, а ночью могли тут же лечь спать. Если на дворе стояла теплая погода, крестьяне могли уснуть под деревом во дворе или в сарае, примостившись на мешке с мукой.

Какая кровать? Пожалуйте на нары.

Нарами крестьяне называли широкие лавки, установленные вдоль стены. /Фото: img1.liveinternet.ru

Быт русских крестьян был очень аскетичен. Из мебели в избе находились стол и лавки, установленные вдоль стен. Такие предметы, как табуретки, были не у всех. А уж обычная кровать была символом богатой, роскошной жизни. Во многих семьях даже в начале 20 века кроватей не было вообще.

Исследователи пишут, что в 20-х годах 20 века существовала такая статистика: чуть больше половины крестьян спали на кровати, около 40 процентов отдыхали на полу, примерно 5 процентов спали на печи, на долю полатей приходилось 3 процента, и один процент сельских жителей почивал на нарах. Ошибочно полагать, что речь идет о тюремных лежанках, на которых ворочаются арестанты. Нет, нарами крестьяне называли широкие деревянные лавки, которые устанавливались в избе.

Как крестьяне сон на две части делили

Послеобеденный сон был на Руси обычаем. /Фото: i.pinimg.com

Жизнь русских крестьян была тяжелой. Весной и летом на сон оставалось мало времени, так как люди работали по пятнадцать часов в сутки. Крестьянки к тому же занимались домашней работой. Недосып был обычным делом, но люди компенсировали его недолгим (1-2 часа) послеобеденным сном. Заснуть они могли где угодно, например, прислонившись к стогу сена. Послеобеденный сон был не просто прихотью крестьян, а обычаем. Без него говорить о хорошей работоспособности не приходилось.

Зимой крестьяне также вставали очень рано, чтобы успеть сделать все дела: покормить скот, съездить за дровами в лес, починить утварь и так далее. Уставали меньше, чем летом, но сон все равно был разделена на две части. На закате семьи садились ужинать и ложились спать. Проходило примерно пять часов, и крестьяне просыпались и снова принимались за дела. У каждого они были свои: молитвы, игры в карты, любовные утехи. Так продолжалось примерно до 3 часов ночи, после чего люди снова укладывались спать и отдыхали до того момента, пока не взойдет солнце.

Почему надо было спать в одежде и с покрытой головой

Крестьяне спали в одежде. /Фото: i.pinimg.com

Интересно, что крестьяне не надевали специальную одежду для сна (ее просто не существовало до середины 20 века), а спали в том, в чем ходили днем. Женщины не снимали платков. Исследователи считают, что это делалось из-за суеверий. Сон приравнивался к переносу души в иной мир. А как же появиться там нагим? Некрасиво.

Также говорили, что нагой человек (особенно женщины) особенно уязвим перед нечистью. Чтобы не провоцировать чертей, спали в одежде. Крестьянки покрывали головы платком, потому что боялись умереть во сне. А с непокрытой головой нельзя было попасть на Суд Божий. Девушки иногда нарушали обычаи и спали голышом — для того, чтобы увидеть вещий сон, поговорить с нечистой силой.

Есть и иная версия: в крестьянских семьях просто не было постельного белья. Люди спали на жестких соломенных тюфяках, накрытых подстилками из овчины. О чистоте такой постели и речи не идет. А одежду можно было постирать в любой момент. Скорее всего, наличие постельного белья было показателем богатства семьи и удаленности деревни от городов.

И еще один вариант: крестьяне не снимали одежду, чтобы защититься от мерзких насекомых, которые всегда мешали отдыхать. В избах всегда присутствовали пауки, клопы, муравьи. Народными средствами их вывести было достаточно сложно, а привычных нам инсектицидных средств в старину просто не выпускали.

Матрасы из соломы и подушки из старых зипунов

Кровати стали повсеместно появляться в деревнях только в начале 20 века, а до этого чаще всего спали на полу. /Фото: k-a-r-t-i-n-a.ru

Да, постели у крестьян были действительно аскетичными. Это могла быть обычная подстилка из соломы, покрытая старой рогожей. Без подушки спать неудобно, и вместо нее использовались какие-то мягкие вещи. Это мог быть армяк, зипун или шуба. Они же служили одеялом, когда было холодно. Пуховая перина, высокая подушка и теплое одеяло относили к предметам роскоши и считались прекрасным приданым для невесты.

Историк А.В. Краснов писал в своей книге о своем детстве, прошедшем в Рязанской губернии о том, что кроватей в деревнях не было. Перед сном крестьяне расстилали солому, клали сверху дерюгу и ложились спать все вместе. На печи оставались только самые пожилые представители семьи, которым требовался особых уход — дед да бабка. Да, говорить о том, что крестьяне были избалованы, смешно.

Спящим часто снятся сны, которые тоже многое могли сказать, по представлениям того времени. За некоторые сновидения, если о них рассказать, можно было получить реальное наказание.

Где и как спали на Руси до массового появления кроватей?

В XIX веке в домах русских крестьян не было кроватей — такая мебель имелась только у богатых людей. Из сказок и старых фильмов мы уже знаем, что в те времена многие люди спали на печи, однако все не так просто, как кажется. Ведь печь в избах была только одна, а семьи часто состояли из трех и более человек. Где же спали остальные члены семьи? В рамках данной статьи предлагаю разобраться, какие еще спальные места имелись в русских домах и какие странные правила были вынуждены соблюдать люди во время сна. Например, люди ложились спать исключительно в одежде, потому что это было важно для личной гигиены и защиты от страшных суеверий. Также во время сна поддерживалась своеобразная иерархия — одни члены семьи могли спать в самых удобных местах, а другие располагались на жестких досках. В общем, тема довольно интересная, поэтому начнем прямо сейчас.


Считается, что сотни лет назад люди спали на печи. Но не все так просто

Русская печь для сна

Лежанка на печи была самым удобным для сна местом. Во-первых, на ней было достаточно места для комфортного сна. Во-вторых, она долгое время оставалась теплой, что было особенно важно во времена зимних морозов. Как правило, на печке спали пожилые бабушки и дедушки, но иногда туда ложились и молодые люди. Считалось, что тепло от кирпичной лежанки могло излечить простуду и многие другие заболевания. Поэтому на нее так же ложились приболевшие члены семьи. Вне очереди, если можно так выразиться.


Печь с лежанкой

Что такое полати?

Вторым по удобству спальным местом в русских домах были так называемые полати. Это лежанки в виде деревянных полок, располагавшиеся между стеной избы и печкой. Вдобавок, так называли настилы, сооружаемые под потолком. В этих местах было почти так же тепло, как на печке. К тому же, между стенами и вблизи потолка не возникало сквозняков. Как правило, на полати спали дети — старики на них попросту не могли взобраться. К тому же, под весом взрослых людей полати могли упасть, а дети весят немного и такой риск сведен к минимуму.


Полати в русской избе

Где спали мужчины?

Полати располагались с одной стороны русской печи. С другой располагался бабий кут — пространство, где женщины занимались своими делами. Обычно эта часть дома была скрыта под занавеской и появление мужчины в ней расценивалось как оскорбление. Напротив бабьего кута располагался угол главы семьи, где мужчина мог мастерить вещи и даже поспать. Помимо печи и полати люди также могли спать на нарах — широких лавках из дерева. Также для сна могли использоваться сундуки и даже обычные мешки с мукой. Где есть место и хоть немного удобно, там и спали.


Красный угол — наиболее почетное место в избе, где стоял стол и иконы

Интересный факт: более-менее удобные места для сна появились только в 1920-е годы. Если верить статистике, в те времена большая часть сельских жителей спала на кроватях, примерно 40% отдыхала на полу, около 5% спала на печи, 3% на полати и 1% — на нарах.

Почему люди не снимали одежду?

Постельного белья у обычных людей не существовало. Вместо подушки обычно использовались мягкие вещи вроде шубы. Зимняя одежда также использовалась в качестве одеяла.

Во время сна жители деревянных домов не снимали одежду. Дело в том, что они были вынуждены спать на жестких мешках, набитых сеном и покрытых овечьей шкурой. Само собой разумеется, такая постель не была чистой. Люди спали в одежде и в случае чего могли просто ее постирать. К тому же, в деревянных избах было довольно много пауков, клопов и муравьев. Народными средствами от них избавиться было очень трудно, поэтому люди спасались одеждой.


Люди спали в одежде, потому что без нее было неудобно и грязно

Не стоит забывать и о суевериях. Люди считали, что во время сна каждый человек переносится в иной мир, а появиться там голым — очень стыдно. Вдобавок, нагой человек всегда считался уязвимым перед нечистой силой. Но иногда девушки нарушали правила и отправлялись спать голышом. Так они надеялись увидеть вещий сон или поговорить с нечистью.

Сколько времени спали люди?

Что касается длительности сна, тут было много ограничений. Сегодня мы прекрасно знаем, что для крепкого здоровья взрослым людям нужно спать около 8 часов. Если не отвлекаться на сериалы и социальные сети, мы вполне можем себе это позволить. А вот крестьяне работали по 15 часов в сутки и на сон оставалось не так много времени. Обычно все члены семьи садились ужинать и на закате отправлялись спать. Уже через 5 часов они были вынуждены встать для кормежки скота, добычи дров и так далее.


Послеобеденный сон был крестьянам просто необходим

Пяти часов сна людям не хватало, поэтому послеобеденный сон был обычным делом. Обычно он длился недолго, около 2 часов. Но это было даже не прихотью людей, а традицией. Считалось, что без хорошего отдыха о хорошей работе не может быть и речи. Для дневного сна никакой печки не требовалось — люди могли просто прислониться к стогу сена и прекрасно отдохнуть.

На нашем сайте есть еще одна статья о жизни сотни лет назад. В ней я рассказал о самых странных «народных средствах» против различных заболеваний. Например, для лечения переломов люди вытаскивали из задней стенки печи кирпич, измельчали его и добавляли в кипящую смесь растительных масел. Но помогало ли это при заживлении переломов? Читайте по этой ссылке.

Почему русские крестьяне не спали на кроватях


В наше время кровать считается неотъемлемым элементом мебели. Как это, в доме нет кровати? А спать где? У наших предков такого вопроса не возникало, да и спал народ совсем в других местах. К тому же, раздеваться перед сном было не принято.

На печи, на полатях, на лавках…

Русские крестьяне обычно жили в избах, состоявших из неотапливаемых сеней и одной комнаты, центром которой была печь. При этом они могли спать, где им было угодно: в сенях, на сеновале, в клети, в телеге, на сундуке или лавке. Или просто на полу. Но основных мест, специально предназначенных для сна, в доме было два – лежанка на печи и полати.

Доктор исторических наук Марина Короткова в своей книге «Путешествие в историю русского быта» (Москва, 2003 г.) отметила, что все пространство избы разграничивалось на отдельные зоны, а домашний обиход крестьян был продуман буквально до мелочей.

«Печь в крестьянской семье любили все: она кормила вкусной, пропаренной, ни с чем не сравнимой едой. Печь грела дом, на печи спали старики. Но более всего времени проводила около печи хозяйка дома. Угол около устья печи так и называли – бабий кут, т.е. женский угол», – пишет М.В. Короткова.

Вообще, место на печи считалось наиболее комфортным для сна, особенно в зимнее время года. Лежанку на ней специально обустраивали так, чтобы она сильно не прогревалась, но долго оставалось теплой. Молодые люди, как правило, уступали возможность хорошенько «прогреть косточки» представителям старшего поколения. Но при их отсутствии спали на печи сами, совсем как сказочный парень Емеля.

Вторым по комфорту местом, предназначенным для сна, являлись полати – особые деревянные полки, которые сооружались между печью и боковой стеной избы, иногда под самым потолком. Здесь тоже всегда было тепло, комфортно и не возникало сквозняков, поэтому на полатях обычно спали подросшие дети и молодежь. Пожилым людям, все же, регулярно взбираться на полати и слезать оттуда было довольно тяжело.

Кстати, летом полати часто использовались для хранения продуктов, сушки целебных трав и т.п.

Совсем маленькие ребятишки спали в люльках, подвешенных к потолку, а детей 4-7 лет от роду могли укладывать на сундуках или широких лавках, поскольку родители постоянно следили за их безопасностью.

По мнению М.В. Коротковой, у хозяина дома тоже имелся собственный угол, который располагался у окна или двери, напротив бабьего кута, и назывался коником. Здесь обычно стояла лавка, украшенная резными изображениями конских голов. В вечернее время, при тусклом свете лучины, мужчина что-то мастерил в своем углу, а ночью тут же укладывался спать.

В теплое время года крестьянин мог устроить себе ночлег просто под березой или в сарае – на мешках с зерном, завернувшись в кусок дерюги.

Кровать – это роскошь

Необыкновенный аскетизм русских крестьян отметил доктор исторических наук Владимир Безгин в статье «Традиции крестьянского быта конца XIX – начала XX веков (пища, жилище, одежда)», которая вышла в «Вестнике Тамбовского государственного технического университета» (№ 4 за 2005 г.). Исследователь указывает, что вся мебель в крестьянском доме обычно состояла из одного стола и нескольких лавок, располагавшихся вдоль стен.

Даже элементарные скамейки и табуретки имелись не у всех, что уж тут говорить про кровати, которые считались явным признаком роскоши и богатства.

А кандидат исторических наук Владимир Шаламов обратил внимание, что у многих сельских жителей еще сто лет назад и вовсе не было кроватей. На этот факт ученый указал в статье «К вопросу о гигиене сна крестьянства в 1920-1930-е гг.», которая опубликована в «Известиях Иркутского государственного университета» (серия «История», № 2 за 2012 г.).

В. А. Шаламов сослался на результаты исследования, проведенного санитарным врачом А.Н. Лаптевым в Томском округе. По данным медработника, в 20-х годах ХХ века на кроватях спало лишь немногим более половины местных жителей, на полу – около 40%, на печи – 5,34%, на полатях – 3,12% и на нарах – 0,83%.

Кстати, под нарами в данном случае подразумеваются не тюремные лежанки, а широкие деревянные лавки, располагавшиеся в деревенских избах.

Два периода для сна

Русские крестьяне были людьми занятыми, особенно много они работали в весенне-летний период, когда им буквально некогда было спать. Во время страды мужчины, женщины и дети трудились от рассвета до заката, по 13-15 часов в сутки. Если добавить к этому еще и домашние хлопоты, ложившиеся на плечи женщин, то можно только посочувствовать сельским жительницам.

Впрочем, у крестьянок была возможность частично компенсировать свой недосып после обеда, когда практически все жители России отдыхали один-два часа. Причем, делали это, где придется. Пообедав, работники могли, например, прикорнуть у ближайшего стога сена, чтобы затем продолжить работу с новыми силами.

Известный историк Василий Сиповский (1844-1895 гг.) в своем трехтомнике «Родная старина. Отечественная история в рассказах и картинах» написал: «Послеобеденный сон требовался обычаем, от которого отступать считалось чуть ли не грехом. Если принять в расчет, что предки наши вставали с рассветом, то отдых среди дня после довольно продолжительного труда был для рабочего человека необходим, а богатых людей располагал ко сну и сытный обед».

То есть, прикорнуть после обеда почитали своим долгом представители всех сословий. Иностранцев часто удивлял такой русский обычай.

В зимнее время, когда продолжительность светового дня резко сокращалась, русские крестьяне дорожили каждым часом. Они вставали с рассветом, мастерили что-либо, ездили в лес за дровами, кормили скотину и занимались другими хозяйственными делами, пока солнце не скрывалось за горизонтом. Необходимости в послеобеденном отдыхе у них не было, но ложились спать они также два раза в сутки.

Дело в том, что сельские жители ужинали на закате и вскоре отправлялись в царство Морфея. Отдохнув 4-5 часов, крестьяне просыпались около полуночи и начинали заниматься своими делами. Набожные люди молились, молодые супруги миловались, хозяйки месили тесто, мужчины играли в карты. То есть, каждый проводил это время с пользой для себя. Затем, около трех часов ночи, крестьяне снова ложились спать, чтобы проснуться с рассветом.

И летом, и зимой у сельских жителей обычно было по два периода для сна в течение суток.

В одежде и платке

Многие исследователи отмечают, что спали русские крестьяне в той же одежде, которую носили днем. Причем, женщины даже не снимали платков. Никаких ночных сорочек или пижам у них не было вплоть до середины ХХ века. Нагишом крестьяне тоже не ложились. Существует несколько научных версий, объясняющих сон в одежде.

Кроме того, суеверные люди считали, что без одежды человек становится уязвимым перед нечистой силой, так что душой и телом с легкостью может овладеть бес. Особенно это относилось к женщинам. В народе считалось, что черти часто засматриваются на молодых красавиц, которым лучше спать в одежде – подальше от греха.

Еще один суеверный страх, распространенный среди крестьян, упомянули авторы книги «Боже, спаси русских!» (Москва, 2011 г.) Андрей Ястребов и Ольга Буткова. Они написали: «Женщины должны спать в закрытой одежде и платке, так как смерть может постигнуть в любой момент, а без платка женщина не может быть представлена на Суд Божий».

Впрочем, желая увидеть вещий сон о суженом, молодые девушки иногда смело ложились спать голыми, сняв с себя буквально все – даже нательный крестик, чтобы получить возможность пообщаться с духами.

Другая версия более прозаичная: у крестьян не было постельного белья. Соломенные тюфяки довольно жесткие, а подстилки из овчины могли быть недостаточно чистыми, в отличие от одежды, которую регулярно стирали. Вот люди и спали, не раздеваясь.

Кандидат исторических наук В.А. Шаламов в своей вышеназванной статье сообщает: «Неустроенность крестьянского быта проявлялась и в постельном белье. Оно зачастую вовсе отсутствовало. Однако конкретных цифровых сведений не имеется. Вероятно, наличие постельного белья зависело от зажиточности семьи и расстояния до города».

Есть и третья гипотеза, указывающая на то, что одежда защищала крестьян во время сна от различных насекомых: пауков, муравьев, клопов и т.п. Они водились в деревенских избах в большом количестве, ведь никаких инсектицидных средств в те времена просто не существовало.

Солома, овчина, рогожа…

В стихотворении «Порча» поэта Ивана Никитина (1824-1861 гг.) есть такие строки:

«Невестка за свежей соломкой сходила,

На нарах в сторонке ее постлала,

К стене в изголовье зипун положила,

Присела на лавку и прясть начала».

Действительно, постелью русским крестьянам часто служила подстилка из соломы, прикрытая рогожей. Вместо подушки бедные люди обычно использовали теплые вещи: старые зипуны, армяки, шубы. Ими и укрывались в холодное время года. Пуховые перины, подушки и шерстяные одеяла были настоящей роскошью, недоступной для большей части сельских жителей.

В статье В.А. Шаламова приведены воспоминания историка А.В. Краснова, содержащиеся в его книге «Ветры времени и жизнь (Записки ветерана войны и труда)». Родители автора жили в Рязанской губернии. Историк написал о своем детстве: «Спальных кроватей не было. На пол расстилали солому, на нее – дерюгу и спали прямо на полу всей семьей; только дед и бабка спали на печи».

Ночное ведро

Тогда как дворяне для известных целей использовали фарфоровые «ночные вазы», крестьяне обходились более прозаичными ведрами, старыми лоханями или горшками. Морозными зимними ночами, когда выходить из теплой избы во двор совсем не хотелось, люди просто ставили в сенях специальную емкость, в которую справляли малую нужду.

А для маленьких детей делали специальные ночные горшки с крышками, которые обязательно находились возле лежанок. Содержимое этих ведер, лоханей и горшков люди просто выливали утром в отхожее место.

Читайте также: