Дети в родительской кровати

Обновлено: 31.05.2024

От автора: Когда тревожная мать( родитель) не позволяет ребенку отделиться, удерживает его рядом с собой, сюсюкается, разрешает ему спать в одной постели, она тормозит проявление детской агрессии. Ребенок не сможет разобраться с собственной агрессией, та остается заперта в теле и прорывается через симптомы : чрез энурез, через заикание, через боязливость

По запросам подписчиков:

Когда вынимать ребенка из родительской постели? Энурез, заикание, тревожность ребенка-- при чем они тут?

Ребенок должен иметь свою постель с первых дней. Сначала это колыбель. Идеально, если в своей отдельной комнате. Это, к сожалению, не экономический вопрос, а скорее, вопрос нормальности условий для психического развития и автономности ребенка.

Спит ли мать с ребенком в одной комнате в самые первые его дни и месяцы или нет -- это вопрос достатка семьи, устройства квартиры, тревожности самой матери, состояния семейной пары и состояния самого ребенка. Ребенок, который спит, может и имеет право спать на своей собственной территории: и в отдельной колыбели и в отдельной комнате. Одновременно младенец должен иметь право на мать и на контакт с материнским телом, на материнское внимание стопроцентно, пока он сам не отделится от нее в силу своего развития..

Если ребенок не хочет спать без родителей (без матери) в возрасте после 8 месяцев, это уже показатель его или материнской тревожности. В том числе, кроме других причин, которых могут быть десятки.

В норме к двум годам ребенок должен захотеть и иметь возможность отбежать, отделиться, сепарироваться от матери-- занять самостоятельную комнату, постель, иметь свою территорию.

Он уже явно проявляет исследовательское поведение: ему интересны углы, плинтусы, зашкафные и задиванные пространства, он разбирает предметы, смотрит, что внутри.

Он с большим интересом может (и должен в норме) затевать знакомства со сверстниками, хотеть ходить в детский сад или на площадку. Ребенок готов к детскому саду не по показателям возраста, а по индивидуальной готовности ребенка.

Эти показатели описываются процессом сепарации и индивидуации ( см Маргарет Малер).

В норме ребенок к 3 годам не боится спать отдельно от матери и даже в отдельной комнате. Ему предстоит период преодоления страхов именно в этом возрасте, хотя этот процесс может затянуться не несколько лет. Ребенок, которому приснился страшный сон, который боится темноты, закрытого шкафа, тени от фонаря--нормальный ребенок, особенно в три года.

Но если ребенок спит с матерью или спит в родительской кровати после трех лет, это вызывает трудности в процессе сепарации, и происходит скорее всего по причине высокой тревожности и самого ребенка и матери.

Тревожность матери провоцирует и вызывает тревожность ребенка, а нервный тик, заикание, кошмары, энурез- показатели этой тревожности, которые в детском возрасте чаще всего видны и отыгрываются ребенком именно на теле и в тело.

“. мать и ребенок создают модель. которая вызывает обеспокоенное поведение у матери, ведущее в свою очередь к обострению страхов ребенка, которые усугубляют обеспокоенность матери и т д” (Salvador Minuchin)

Если ребенку 5 лет или больше, у него ест признаки тревожности, то желательно разрешить (вылечить) тревожность ребенка в детстве, а не залакировать симптоматику фармацевтически. Ребенка можно научить правильно говорить и побороть заикание/запинание, но тревожность логопедом не вылечивается.

Тревожность можно понизить препаратами: тормозящие функции нервной системы перегружены , что проявляется на нервном тике,-- это можно «успокоить». Можно успокоить активизирующие свойства нервной системы и сделать ребенка менее активным.

Но к сожалению, моя практика показывает, что взрослые люди приходят к психологу со теми симптомами, которые у них проявлялись в детстве: нервный тик, психосоматический цистит в итоге энуреза, аноргазмия в итоге тревожности, фобические расстройства в итоге детских страхов, аутоагрессия в самых разных формах в итоге сдвг. У большинства взрослых клиентов имеющиеся симптомы стартовали в детстве. При имеющемся в детстве фарм-лечении, не будучи пролеченными психотерапевтически, симптомы достаются им во взрослое наследство.

Можно ли вылечить ребенка спортом? Чрезмерно активного ребенка отдать на футбол? А девочку в легкоатлетическую секцию или на балет/танцы/хор? Часть проблемы будет решена - отыгрывание во вне лишней энергии. Но энергия не бывает лишней. Она бывает творческой или превращается в агрессию.

Агрессия взрослого человека, направленная на себя- это алкоголизм, наркомания, травматическое поведение (частые аварии) у мужчин; анорексия, диетирование, выборочное ограничительное питание, абортирование плода у женщин. Одинокая женщина/мужчина, живущий в родительской семье – пример незавершенной сепарации.

Зависимый клиент с наркоманий/алкоголизмом/ компульсивным перееданием/ фобиями- это незавершенная и вообще не пройденная сепарация.

Агрессию важно прожить в детском возрасте, когда первым агрессивным поведением ребенка будет отделение его от матери, сепарация.

Когда тревожная мать( родитель) не позволяет ребенку отделиться, удерживает его рядом с собой, сюсюкается, разрешает ему спать в одной постели, она тормозит проявление детской агрессии. Ребенок не сможет разобраться с собственной агрессией, та остается заперта в теле и прорывается через симптомы : чрез энурез, через заикание, через боязливость.

Мать не единственный фактор тревожности. Если в семье между родителями споры, конфликты,непонимание. Ребенок улавливание “нелюбовь” без слов, он ощущает себя в самой сердцевине конфликта и очень вероятно возьмет вину на себя. Помните кинофильм FB_LINK

Чем раньше у ребенка появится своя комната, тем легче состоится процесс отделения ребенка на свою территорию. Вопрос наличия отдельной кроватки у младенца даже не обсуждается, она должна быть у малыша с первого его дня.

Как переселить уже бегающего ребенка на отдельную кроватку, если процесс подзатянулся на несколько лет? Через игру: выбрать, купить вместе, собрать вместе, торжественно поставить в комнате новую кроватку и сказать малышу: это твое пространство, это твоя территория, на него никто не имеет право. И ребенок сам начнет покорять мир, но сначала свою новую кроватку.

Как конкретно проблема индивидуального пространства, тревожности и энуреза связана, очень хорошо продемонстрировано в клинических случаях ,описанных Франсуазой Дольто, авторитетным педиатром и детским психоаналитиком в книге «Психоанализ и педиатрия» (опубликовано в «Московском Психотерапевтическом журнале» за 2008 , N2.)

Родители девочки 3,5 лет обратились с жалобами по состоянию ребенка: энурез, ночные страхи, анорексия, потеря веса , но: температура нормальная. Врач отправил родителей к детскому психологу с подозрением на психосоматику. Несмотря на обычность симптоматики в таком возрасте у детей, налицо были регрессивные признаки: девочка достигла большего в своем развитии, а сейчас явно откатилась назад. Первым вопросом психоаналитика был : где спит девочка? Оказалось, что девочка не имеет своей постели и спит в постели родителей, но как раз до незадолго до проявления симптоматики родители начали между собой разговаривать о том, что хорошо бы отложить девочку в свою собственную кровать и даже купили ей диван, который поставили в соседней комнате.

Регресс девочки был связан с фактом отселения ее из привычного места ее сна.

« Нужно помочь девочке пережить то, чего она так боится: необходи􏰀мость отделения от родителей и то, что с ней теперь будут обращаться, как с большой.

Я объяснила Жозетте, что она хочет остаться совсем маленьким ре􏰀 бенком, который не расстается с мамой. Может быть, она считает, что ее стали меньше любить и что папа хочет избавиться от нее? Малышка слушала очень внимательно и тихо плакала.»

«Через четыре дня мать снова пришла и сообщила, что ребенок стал более спокойным. Спит без снотворного, сон чуткий, но без кошма􏰀 ров, первые две ночи еще был энурез, но девочку не ругали. После это􏰀 го ночное недержание прекратилось, вернулся аппетит и веселое на􏰀 строение. (Тревога прошла, и ребенок вновь приобрел свой обычный аффективный уровень.)

Мать спрашивала о многом. Я предложила ей переселить ребенка в другую комнату, а затем объяснила все Жозетте, и та согласилась. Я по􏰀рекомендовала отцу заходить вечером к девочке, чтобы ее поцеловать перед сном. И добавила, что ни под каким предлогом нельзя возвра􏰀щать ребенка в комнату родителей.»

Второй подобный случай с Клодиной в возрасте 6,5 лет также включал анорексию и энурез, а также сильную тревожность, потребовал более длительного психоаналитического лечения. В разговоре с ребенком, основанном на методе свободных асоциаций, психоаналитик отметила интерес девочки к крану в кабинете и продолжила разговор про краники в кабинете, дома, про краники у мальчиков и мужчин и об отсутствующих краников у девочек и женщин. Тревога девочки была более взрослого уровня: «Симптомы Клодин я проинтерпретировала как отказ допустить от􏰀 сутствие пениса. Она хотела остаться маленькой, и бессознательно шан􏰀 тажировала окружающих. Императивные мочеиспускания обезоружи􏰀 вали мать и служили местью школе за фаллическую мать. Эта агрессия неизбежно приводила к инфантилизации: потребности получать еду из рук матери, вызывать у нее жалость»

Психоанализ девочки был основан на рисунках и свободных интерпретациях этих рисунков.

«Желание иметь пенис выражалось в стремлении узнать о кране в кабинете доктора (в больнице). На следующем занятии она отказалась от больших «машин», оставаясь около парохода, а потом, перечеркнув рисунок, отреклась от всех этих фантазмов. Наконец, изобразив сумку между собой и отцом, Клодина обнаруживает интуитивное понятие вагины.

Она достигает возраста, когда при нормальном аффективном пове􏰀 дении возникает эдипов комплекс, – уже без симптомов.»

Выздоровление детей из клинических примеров было абсолютным, произошло без вмешательства каких-либо медикаментов и заняло от нескольких до десятка сессий.

У вас в кровати появляются маленькие ночные захватчики? Не волнуйтесь.

Источник: El Pais

Дети отказываются спать в своей кроватке или приходят к вам каждую ночь? Эту проблему можно решить, но важно быть внимательным к их потребностям, пока они не научились спать одни. При этом важно избегать не впасть и в другую крайность и не начать чрезмерно их опекать.

У вас в кровати появляются маленькие ночные захватчики? Не волнуйтесь, обязательно наступит момент, когда ваши дети сами потребуют личного пространства для ночного сна. Когда это произойдет? Обычно, начиная с 10 лет детям хочется уединение и они начинают предпочитать спать в своей кровати.

В разных культурах существуют разные традиции относительно сна. "В некоторых восточных странах, например Японии, дети спят с родителями до 5-6 лет. В Европе дети начинают спать в отдельной комнате с младенчества. Потребность спать с кем-то - врожденная. Даже взрослые люди редко любят спать в одиночестве, что же говорить о ребенке. Его стремление к обществу родителей, особенно ночью - вполне нормальная вещь", - говорит Иван Карабаньо, глава отделения педиатрии в Университетском Госпитале имени Короля Хуана Карлоса а Мадриде.

Боязнь темноты и отсутствие взрослых, которые могут прийти на помощь - обычные причины, по которым дети до 7 лет не хотят спать одни. "Они все еще верят в магию, в существование монстров и других волшебных существ. Кроме того, у них часто бывают ночные кошмары, поэтому им очень хочется, чтобы родители были рядом. В этом возрасте - совершенно нормально, что дети приходят в кровать к родителям", - говорит психолог Карла Вальверде.

Если эта проблема беспокоит родителей, им нужно поговорить с детьми и попытаться прийти к общему решению. Если пара считает, что ночные визиты ребенка им действительно очень мешают, они могут попробовать проявить твердость и не разрешать ребенку спать в родительской кровати. Мягкий способ решить проблему - договориться об определенном времени, которое ребенок может спать с родителями (например, один раз в неделю).

Есть ряд шагов которые психологи советуют предпринять, если вы пытаетесь приучить ребенка спать в своей кровати:

1. Подготовить все для спокойного сна. Позаботиться о том, чтобы ребенок ужинал за некоторое время до сна, не переедал, не занимался спортом или другими стимулирующими, активными видами деятельности перед сном. Контролировать количество жидкости, выпиваемой перед сном. Создать уютную и спокойную атмосферу (удобная кровать, комфортная температура).

2. Приучать ребенка спать в своей комнате или кровати с раннего возраста - это значительно упрощает процесс. У ребенка формируется четкое представление о том, где его место для сна. Чем более последовательны вы будете в этом вопросе, тем проще все пройдет.

3. Сформировать определенную последовательность действий и ритуалов перед сном - это успокаивает ребенка, настраивает его на то, что существует определенная последовательность вещей, которые происходят перед тем, как наступает время ложиться спать. Надеть пижаму, почистить зубы, почитать сказку, спеть любимую песенку, пообниматься, поцеловать маму на ночь. У ребенка формируется понимание того, когда наступает момент расставаться на ночь.

5. Не разрешать ребенку пробираться к себе в кровать. Если проснувшись от страха, холода, волнения или по любой другой причине, ребенок приходит в кровать к родителям и они ему это разрешают, таким образом они дают ему понять, что в определенных обстоятельствах он может с ними спать. В результате у ребенка может сформироваться привычка спать с родителями.

6. Способствовать независимости и автономности ребенка в течение дня. Хорошо, если ребенок самостоятельно делает вещи, соответствующие его возрасту (одеваться, есть, убирать у себя в комнате) - все это помогает детям почувствовать уверенность в себе и своих силах. Моменты в течение дня, когда ребенок находится один и справляется с делами самостоятельно, без надзора и присутствия взрослых, помогают формированию излишней зависимости ребенка от взрослых. Это упрощает и формирование привычки спать в одиночку.

7. Приучать ребенка спать одному постепенно. Лучше делать это шаг за шагом - сначала полежать с ребенком, пока он не уснет, посидеть с ним перед сном, установить время, которое вы проводите вместе, прежде чем попрощаться, постоять в дверях и т. д.

9. Подумать о том, есть ли в жизни ребенка дополнительные факторы стресса - возможно, есть важные причины, по которым ребенок беспокоится и из-за которых ему трудно оставаться одному ночью.

10. Собираться семьей за пределами спальни Если проблема в том, что ребенок не хочет уходить спать, потому что чувствует себя отделенным от остальной семьи, можно собираться всем вместе перед сном в каком-либо месте вашего дома, кроме спальни - например, на диване в гостиной. В таком случае ребенок не будет чувствовать себя оторванным от семьи, когда отправится спать.

11. Верить в то, что в конце-концов у ребенка получится. Уверенность родителей - важный элемент того, чтобы сами дети поверили, что могут спать одни.

12. Развивать и усиливать привязанность между родителями и детьми. Слишком сильная неуверенность в себе и страхи могут быть причиной того, что привязанность в семье была сформирована неправильно. Родители должны стараться развивать здоровую привязанность, которая позволит детям узнавать мир, чувствовать себя уверенно и в результате - спокойно спать в своей кроватке.

Дети отказываются спать в своей кроватке или приходят к вам каждую ночь?
У вас в кровати появляются маленькие ночные захватчики? Не волнуйтесь, обязательно наступит момент, когда ваши дети сами потребуют личного пространства для ночного сна. Когда это произойдет? Обычно, начиная с 10 лет детям хочется уединения, и они начинают предпочитать спать в своей кровати.

Есть ряд шагов которые психологи советуют предпринять, если вы пытаетесь приучить ребенка спать в своей кровати:

12. Развивать и усиливать привязанность между родителями и детьми. Слишком сильная неуверенность в себе и страхи могут быть причиной того, что привязанность в семье была сформирована неправильно. Родители должны стараться развивать здоровую привязанность, которая позволит детям узнавать мир, чувствовать себя уверенно и в результате - спокойно спать в своей кроватке.

Ребенок в родительской кровати

В наше время многие родители не видят ничего плохого в том, что их ребенок периодически или регулярно спить в их кровати. В действительности, на психологическом плане, это очень небезопасная ситуация, которую сегодня мы и обсудим.

Итак, у вас родился малыш, он по ночам беспокоится, кормится или вы сами тревожитесь за него: как он там, и вы решаете, что спокойнее, проще – взять его к себе под бочок, чтобы быстро решать его проблемы и иметь возможность каждое мгновение знать, что с ним происходит. А ребенок между тем растет, и привыкает к тому, что ваша кровать – это его кровать. И в один прекрасный момент, когда вы решаете, что он уже достаточно большой и может уже спать самостоятельно, и соответственно, пытаетесь переложить его на собственное спальное место, то встречаете резкий отпор! Ребенка, по сути – выдворяют из его собственной кровати, из того места, где он получал ощущение безопасности и спокойствия. Так малыш получает первый опыт о коварстве, ненадежности и злобности окружающего мира, о том, что в любой момент можно потерять опору.

Второй аспект такой ситуации – положение папы. Он фактически оказался третьим лишним в собственной кровати. Уверяю вас, что многие самоотверженные папы, любя свою жену, и смутно понимая собственную роль в тройственных отношениях: отец-мама-ребенок, пойдут молча и героически на эту жертву, но первый прецедент в отношениях будет создан: я тут не нужен.

Поэтому, я всегда советую молодым родителям: снимите одну из стенок с кровати ребенка и придвиньте ее к своей, но пусть он спит «у себя», а вы – «у себя». И не бойтесь, что не сразу же проснетесь, как только он заворочается, или станет мокрым, или проголодается. Ребенок должен получить опыт и негативных переживание тоже. И опыт того, что они переносимы и если мама мгновенно нет рядом, то все равно ничего смертельного не произошло, пусть даже какое-то время и было неприятно и некомфортно. Именно такой опыт дает ему возможность доверять миру и себе.

Еще один вариант присутствия ребенка в родительской постели. Имея собственную кровать, малыш в возрасте 4-6 лет начинает рано утром или ночью – приходить в «гости» к родителям. Родители смущаются и иногда теряются, ведь нередко такое вторжение происходит если и не в момент интимной близости, то, по крайней мере, в момент физических ласк, телесной близости. А ребенок это делает потому, что именно в этом возрасте формируется его половая идентичности, и он начинает понимать, что между родителями существует сфера отношений, участником которой он не является. И только если родители твердо, но мягко и ласково выдворят его из этой сферы своей жизни, у него возникнет подсознательное желание получить такую же сферу, став взрослым. Он поймет, что есть такие отношения, которые доступны только мужчинам и женщинам.

Если же ребенка такого возраста пускают в родительскую кровать, при этом, нарушив интимное пространство родителей, у малыша складывается впечатление, что он тоже получает все то, что имеют мама и папа. Так рождаются предпосылки инфантилизации. Зачем взрослеть – и так все есть! Даже иллюзия интимности.

И самый страшный вариант – ребенок находится в родительской кровати не вместе, а вместо одного из родителей. Иногда такие ситуации бывают в полных семьях, когда, находясь в плохих отношениях с мужем, женщина спит с ребенком, фактически отгораживаясь им от супруга. А на самом деле, на психическом плане делая ребенка своим интимным партнером. К сожалению, многие мамы, прикрываются необходимостью заботы о ребенке, из-за откровенного нежелания секса со свои мужем. Кстати, нервность и плаксивость ребенка зачастую следствие именно напряженных отношений между родителями.

Если семья не полная, то женщина, спящая со своей дочерью, в подростковом возрасте обнаруживает, что вырастила Лолиту, и девочка активно соблазняет любовников матери. В действительности, девочка так плохо проводит границу между собой и матерью, что действительно считает необходимым и возможным получать все то, что имеет и она. Или для нее мама подружка – конкурентка, которую не плохо бы уже поставить на место, и показать кто здесь лучший.

Мама, спящая со своим сыном, вообще, скорее всего не будет иметь любовников. А зачем? У нее уже есть мужчина, пусть и не физически. А для сына такая ситуация вообще безнадежная - мама не позволит появиться в собственной кровати другой женщине. Значит, его связи будут обреченными. Он навсегда останется «супругом» для мамы.

Другой вариант развития таких отношений с мамой: в один прекрасный день сыночек ей представит своего «друга». И это закономерно – в момент сексуального формирования, постоянно находясь рядом с женщиной, но, не смея желать ее, он настолько подавил в себе эти желания, что теперь для него секс с женщиной в принципе не возможен. Но, привыкнув видеть себя объектом заботы и обожания, напитавшись женскими мыслями и ценностями – он легко примет такие чувства и отношение от мужчины.

Так что, собственная кровать для ребенка – это возможность стать отдельным человеком. Причем не просто человеком, а взрослым мужчиной или женщиной.

Как отучить ребенка спать с родителями: рассказывает семейный консультант

Мучение многих родителей: ребенок так привык к совместному сну, что отселяться в отдельную кровать в детской комнате не желает. Консультант по сну Нина Гофман подробно рассказала нам о том, кому на самом деле нужен совместный сон, как «продать» ребенку идею спать отдельно от родителей и о том, нужно ли бороться с ночными детскими страхами.

Нужен ли каждому ребенку совместный сон? Какое преимущество совместный сон дает матери и ребенку?

Тут надо начать с того, что есть разные подходы к воспитанию детей, и каждая семья должна выбрать подходящий для них вариант. Некоторые, например, боятся спать вместе с младенцем. ВОЗ не рекомендует практиковать совместный сон, поскольку есть исследования, которые показывают, что у совместного сна мамы с ребенком есть высокая корреляция с синдромом внезапной детской смертности во сне. Причинно-следственная связь официально не доказана, но определенная корреляция есть. Если родители боятся, лучше этого не делать, потому что их спокойствие и сон от этого сильно пострадают. Те, кого эта рекомендация не пугает, могут организовать совместный сон, конечно, соблюдая при этом базовые правила безопасности:

● кровать для совместного сна должна быть большой, двуспальной, матрас средне-жесткий, постельное белье должно быть хорошо натянуто.

● укладывать ребёнка лучше между стеной и мамой, а не посередине между родителями.

● не берите ребёнка спать с собой в кровать, если кто-то из родителей плохо себя чувствует.

● не укутывайте ребёнка дополнительными одеялами и одеждой. При совместном сне замерзнуть у малыша мало шансов (мама под боком), а вот получить перегрев – легко.

Наиболее безопасный вариант совместного сна – это приставная детская кроватка. Когда снимается одна стенка детской кроватки и получается, что ребенок вроде и спит с родителями, но при этом у каждого есть свое пространство, да и ребенок в безопасности. Есть даже специальные детские кроватки, которые просто прикручиваются к родительской.

Важно также, чтобы оба родителя были готовы к совместному сну и согласны с этой концепцией. Например, если папа не согласен, важно найти способ объяснить ему, почему это хорошо для всех, а не просто навязать решение. Зачастую мужчины после появления малыша, особенно первого, и так чувствуют себя «не у дел», и навязывание совместного сна в общей родительской кровати может усилить это ощущение. Знаю не одну семью, в которой подобная ситуация стала причиной серьезных раздоров между родителями. И ребенку от этого точно не может быть хорошо.

Совместный сон может мешать ребенку… спать!

Другой момент: когда ребенок спит с родителями, это может сильно ухудшить сон мамы. Материнский сон и так очень чуткий, а тут мама может спать еще более чутко. Потому что она боится малыша задеть во сне, придавить, разбудить. Поэтому нужно смотреть на ребенка. Есть дети, которых кладешь спать в кроватку сразу после рождения, и они там прекрасно спят. А есть дети, которые готовы спать только на маме. И таким детям (а также их родителям) совместный сон, конечно, может очень помочь. Если ребенок хорошо спит в кроватке и не страдает от этого – пускай он там и спит! Все равно в определенный момент он должен будет начать спать в своей кроватке. И если он не возражает, то пусть там и спит с самого рождения! Если у ребенка такой потребности нет, не надо его укладывать к родителям в постель. Совместный сон хорош тогда, когда от этого всем хорошо! Если при совместном сне все спят хуже, в том числе и ребенок, тогда это, конечно, никому не нужно.

Ко мне обращаются родители с разными проблемами. Например, ребенок уже 1,5 года просыпается каждые полчаса ночью, чтобы подсосать молока. Причем он не ест. Просыпается, чуть-чуть подсасывает и засыпает ненадолго. А просыпается он так часто не потому что он голодный, а потому что он не может сам заснуть и крепко спать. Это значит, что совместный сон ему мешает. А сон – это одна из важнейших потребностей человека, особенно в первые 3 года жизни, когда формирование мозга идет с космической скоростью. Во сне происходит интеграция и закрепление ВСЕЙ новой информации, полученной днем, вырабатывается гормон роста, развивается иммунная система и происходит еще много важнейших для развития процессов.

Ты уже большой! Можешь спать один!

"Возьмем распространенную ситуацию. Мама хочет отселить 1,5-2-летнего ребенка в свою кроватку. Как ребенку такого возраста "продать" эту идею? Что теперь он будет спать не с родителями, а один? Как это организовать, чтобы у ребенка не было протеста?"

Ребенок будет сопротивляться любому новшеству, которое вводится в его жизнь. Дети – страшные консерваторы. Если вы хотите понять ребенка, представьте: он живет в огромном непонятном мире, в котором у него очень мало контроля над происходящим. И если ребенку уже что-то понятно, например, как он ложится спать, как он обедает, у него есть какие-то ассоциативные связи, то он крепко держится за эти связи и не хочет от них отказываться. Ребенку гораздо сложнее адаптироваться к изменениям, чем взрослым. Да, они быстрее учатся новому, но им сложнее даются перемены из-за отсутствия гибкости мышления.

Поэтому ребенка надо обязательно готовить к изменениям заранее. И проводить эти изменения не резко, по этапам. Это касается всех изменений, особенно таких существенных, как переход к самостоятельному сну в отдельной кроватке.

Вообще, когда ребенок начинает сам устойчиво ходить, его можно переселять в обычную детскую кроватку без бортиков, чтобы он мог сам в нее залезать. Можно сказать ребенку: ты вырос уже такой большой, это так здорово! И теперь ты будешь спать в своей отдельной кроватке! Ура! Чтобы это не было так: ой, ты моя сиротинушка, будешь теперь спать один…

Важно показать ребенку преимущества сна в отдельной кровати. Что это удобно, что никто ему не мешает, и он никому не мешает. Важно также подчеркнуть преимущества того, что он уже такой взрослый и самостоятельный, используя при этом доводы типа: «Малыши спят с родителями, не умеют ходить сами, есть сами, не могут смотреть мультики. Раньше ты был маленький и тоже не мог ходить сам, есть сам, смотреть мультики, а теперь ты такой уже взрослый, уже много чего можешь сам, даже спать!». В общем, важно подчеркивать выгоду, которую получает тот, кто становится взрослым и самостоятельным.

Важно помочь ребенку освоить новое место

Ребенку нужно дать освоить это новое место, ведь он там никогда не спал! А новая кроватка для него пока не является его зоной комфорта. Например, купите кроватку вместе с ребенком, или сходите с ним вместе в магазин за новым постельным бельем, вместе постелите его, поселите в кроватку любимую игрушку, которая будет с ним спать. Важно, чтобы ребенок был активным участником этого процесса. В первые ночи, конечно, мама или папа должны сидеть рядом с ребенком, пока он засыпает. Иногда даже стоит поспать первые пару ночей маме на матрасе рядом с ребенком (в зависимости от ребенка, если он, например, зависимый\ чувствительный\ ручной). Можно сначала сидеть рядом на кроватке, через пару дней отсесть на стул возле кровати, потом вместе со стулом двигаться к выходу (на каждый этап 2-3 ночи, в зависимости от реакции ребенка), последний этап – сидим на стуле в дверном проходе, после этого выходим из комнаты, осуществив ритуал перед сном.

Очень важно убедиться перед отселением ребенка, что он вообще умеет самостоятельно засыпать. Есть хорошая книга Ольги Александровой «Здоровый сон и правильный уход» – там описывается поэтапно, как научить ребенка самостоятельно засыпать. Я практически со всем в этой книге согласна, кроме возраста, в котором стоит начинать. Автор книги предлагает начинать рановато, на мой взгляд. Я считаю, что раньше полугода начинать обучать ребенка самостоятельно засыпать не надо – до этого времени нет уверенности в том, что у ребенка вырабатывается достаточно гормона сна, чтобы совершить переход из бодрствования в сон самостоятельно.

Важно также, чтобы отселение в свою кроватку не совпадало с другими изменениями в жизни ребенка – новый сад, рождение брата или сестры, приучение к горшку.

"А ребенок говорит: а у мамы с папой кроватка лучше! Я хочу с вами спать!"

Нет, дружок, ты уже вырос, и мы будем спать в разных кроватках. Теперь будет так. И чем раньше произойдет этот переход, тем ребенку легче. Чем ребенок старше, тем он более активно и ярко выраженно противостоит родительской воле, кроме того, в возрасте от 3-4 лет начинают проявляться детские страхи и желательно, чтобы к этому времени он был уже привыкшим к отдельному спальному месту\ комнате. Если же ребенок говорит: нет, я хочу спать с вами, то тут надо определиться, кто у вас принимает решения дома – родители или ребенок. Кто решает? Если в семье решает ребенок, то в первую очередь стоит поговорить о родительском авторитете в общем и о том, как мы можем склонить ребенка к сотрудничеству, и только потом о каком-либо отдельном проекте, требующем этого сотрудничества.

Родителям должно быть комфортно в своем доме

Почему совместный сон может надоесть маме? Потому что она не высыпается. Потому что она хочет спать со своим мужем. А длительный совместный сон часто отрицательно влияет на сексуальную жизнь родителей, которую после рождения детей никто не отменял. Если родители решили, что ребенок должен переехать в свою кроватку, значит, так и должно быть. Я считаю, что родителям должно быть комфортно в своем доме, вне зависимости от количества детей. Ведь если родителям некомфортно, то и детям не будет комфортно дома! Единственный момент: ВОЗ рекомендует отселять ребенка в отдельную комнату не раньше года, в целях безопасности. Кроме того, пока ребенок на ГВ, гораздо удобнее, когда он рядом, да и для его эмоционального состояния лучше быть поближе к родителям, особенно к маме.

"Если ребенка перевели в детскую кроватку, а он прибегает к родителям 100 раз за ночь, что делать?"

Да, ребенок может пробовать приходить ночью к родителям. Он будет проверять устойчивость новых порядков, а заодно и свои границы. Это же еще и возраст такой, когда дети должны проверять свои границы. Это нормальная часть детского развития. А родители должны каждый раз говорить: нет, ты теперь спишь в своей кроватке, и отводить ребенка туда. Желательно именно отводить ребенка, а не относить на руках. Нужно спокойно встать и молча отвести ребенка обратно. Как можно меньше экшна. Никакой бурной реакции. Когда тебя ночью будят, удержаться от бурной реакции, конечно, сложно, поэтому лучше меняться. Одну ночь мама отводит ребенка обратно в его кровать, вторую ночь – папа. Еще раз ребенок пришел к родителям в кровать – еще раз его молча отведем. Это должно быть очень спокойно и суперскучно. Без разговоров. Да, в первые ночи вам, возможно, придется отвести ребенка обратно 10-20-50 раз. Но если поведение родителей последовательное и спокойное, ребенок быстро привыкнет. Если же ребенка 12 раз за ночь отвести к его кроватке, а на 13-й раз сломаться и пустить к себе в постель, то в следующий раз ребенок будет стараться лучше, потому что появится надежда получить желаемый результат.

Болезнь – это не причина пускать ребенка опять в родительскую кровать

"Ребенок переехал в свою кроватку, адаптировался и… заболел. Или ребенку приснился страшный сон. Стоит ли пускать ребенка в родительскую кровать в порядке исключения (температура, страшный сон)?"

Не советую. Потому что потом нужно будет начинать все заново. Понятно, что больной ребенок требует больше внимания. Но это не значит, что его надо пускать обратно к себе в кровать. Как больному ребенку станет лучше от того, что он будет спать в вашей кровати? Температура у него от этого не упадет, спать он лучше не будет. Если вы беспокоитесь, то лучше кому-то из родителей лечь\ сидеть рядом с ребенком. Объяснить ребенку про исключение из правил очень сложно. И все, через что родители уже прошли, им придется повторять заново. Но не только им – ребенку тоже придется привыкать спать отдельно заново. Так что тут нужно думать про ребенка. Если ребенок уже спокойно спит в своей кровати, нет никакой причины забирать его снова к родителям, даже если у него высокая температура.

"А если страшный сон?"

Читайте также: