Дети прыгают в кровати

Обновлено: 18.05.2024

Собрав целую библиотеку книг, пособий, пройдя курс педагога раннего развития, я почему-то думала, что обязательно в игровой форме заинтересую ребенка занятиями и обучением. Ведь надо же расширять кругозор малыша, учить с ним буквы и прочее - ведь все порядочные мамы так делают.

Но мой ребенок оказался не то, чтобы гиперактивным, но не очень способным к обучению и вообще к послушанию. На групповых занятиях в центрах раннего развития меня всегда восхищали прилежные девочки, которые слушали педагога и выполняли все упражнения. Мой же ребенок на подобном занятии через 10 минут подбежал к мату и опрокинул его на голову педагогу. Сын летел на такой скорости, что я не успела его опередить)) После этого я еще больше ценю труд педагогов, и сама стала углубляться в темы развития мозга ребенка и консультироваться с неврологами. Не то, чтобы я считала своего ребенка ненормальным, он был вполне себе нормальным двухлетним мальчиком, просто было очень интересно было разобраться в закономерностях, которые стоят за фразой «все дети-разные».

Так вот, в своей любимой и я бы даже сказала базовой настольной книге про развитие детей - «Педагогика, изменяющая мозг», встретила вполне себе доступное описание такого явления, как невосприимчивость к обучению . Не стоит опускать руки, и думать, что ребенок отстающий в развитии и не способный к послушанию и дисциплине. Скорее всего, у него просто повышенная любознательность и нехватка каких-то ощущений.

Существует распространенное заблуждение касательно развития мозга малыша «Взрослый лучше знает, что нужно ребенку».

Это не всегда так. Вернее, как правило, это не так. Организм ребенка, как и организм любого биологического существа, настроен на выживание и самосохранение. Если ребенок ведет себя не так, как хочется взрослым, нужно разобраться, почему он это делает. Причина всегда есть.

Очень часто причиной плохого поведения детей могут оказаться особенности восприятия. То есть, возможно, ребенок воспринимает окружающий мире совсем так, как вы себе представляете.

Мама хочет, чтобы ребенок сидел спокойно рядом ней на диване и учил буквы, а ребенок вместо этого как сумасшедший прыгает по дивану. Неужели мозг такого ребенка невосприимчив к обучению? Нет! Просто мозг сообщает о том, что он крайне нуждается в вестибулярной и проприоцептивной стимуляции. Поэтому для такого ребенка важно чередовать спокойные занятия, например, с прыжками на батуте.

И вообще стоит чаще организовывать «тактильные» занятия - рисование пальчиковыми красками, лепка, игра с песком, рисование на манке, игры со всевозможными сенсорными коробочками, и конечно же - больше подвижных игр.

Тема нехватки определенных ощущений довольно обширная, и тут нужно смотреть на конкретного ребенка, что ему не хватает. Просто родителям можно углубиться в тему самостоятельно, если они видят, что малыш способный, но не очень восприимчивый на занятиях.

Плюс ко всему, я уже неоднократно писала о том, что всему свое время - читать и писать в норме ребенок должен научиться примерно в 6 лет, но не в три и не в четыре. А прежде чем учить с двух-трехлетним малышом буквы, нужно понять, зачем это нужно и маме, и малышу.

В этих статьях еще несколько мифов, связанных с развитием мозга и обучения ребенка:

Воспитание ребенка без табу. Прыгать, кричать – особенности поведения, которые нельзя запрещать своему чаду


Ваш ребенок прыгает на диване? Лезет к окну и ест руками? Возникает логичный вопрос: где та тонкая грань между счастливым детством и зверским воспитанием, которая ни к чему хорошему не приведет? И, как показывает практика, многие родители не понимают этого, потому что сами воспитывались в мире запретов, где главными словами были: "нельзя", "не трогай", "не лезь" и так далее. Мы не знаем точно, что именно нельзя запрещать ребенку, и на всякий случай запрещаем все. Многие психологи придерживаются мнения: чем меньше вы запрещаете, тем лучше для ребенка.

Когда ребенок слишком часто слышит слово "нет", он учится и его игнорировать и поступать по-своему. Посмотрите на себя. Например, вы видите абсурдные знаки ограничения скорости, 20 или 30 километров в час, тогда вы бы точно сказали, что не будете следовать правилам и поедете быстрее. У вашего чада такие же мысли по поводу ваших дурацких ограничений. Оставляйте слово "нет" только для исключительных ситуаций, чтобы оно всегда безотказно действовало, как слово "стоп". Итак, что и почему нельзя запрещать ребенку?


Пусть он бегает и прыгает

Маленькие дети всегда переполнены энергией. Он не будет сидеть слишком долго на одном месте, каждые полчаса он чувствует, что ему снова нужно попрыгать на диване и побегать сломя голову. В таком случае у вас есть три варианта развития событий. Конечно, вы можете попробовать заставить свое чадо сидеть ровно, но это скорее напоминает попытку остановить ветряную мельницу при сильном ветре. Да, вы можете каждый день водить своего ребенка прыгать на батуте, кататься на велосипеде или самокате и так далее. Но здесь есть свои нюансы: это может быть невозможным в зимнее время года или если вы работаете слишком много. В таком случае вы можете выбрать другой вариант: пусть дети прыгают и бегают прямо дома. Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему детям так нравится прыгать на кровати или на диване? На самом деле это даже полезно, ведь ритмичные прыжки стимулируют вестибулярный аппарат и помогают поддерживать нормальный мышечный тонус, осанку, учат осознанию тела и координации. После прыжков ребенок быстро успокаивается. Конечно, это не отменяет того факта, что в гостях дети не должны прыгать на диване или на кровати.

Не запрещайте ребенку лазить на деревья, по дивану, на стулья

Вы можете возмущаться до глубины души, но мы произошли от обезьян и скалолазание заложено в нашей природе. И когда ребенок пробует взобраться на дерево, он практикует координацию, что позволяет ему сохранять хорошую форму. Это также влияет на его психику, потому что, если он покорил стул или диван, он чувствует уверенность и смелость. Если вы переживаете, что ребенок упадет, не ругайтесь и не запрещайте, лучше просто подстрахуйте его.

Пусть он кричит

Не ограничивайте ребенка в его независимости

Если ребенок должен подождать пятнадцать минут, чтобы самостоятельно разобраться с застежкой на своей кофте, путь так и будет. Без упражнений и тренировок он никогда не научится застегивать одежду за три секунды.


Взаимный обмен

Если ребенок не хочет делиться, не нужно на него ругаться. Почему он должен с радостью давать свои игрушки, когда к вашему телефону или косметике нельзя даже притрагиваться? Предложите ребенку следующий вариант: если он хочет поиграть с мячиком своей сестры, пусть даст взамен свою игрушку. И если она не согласится, пусть он уважает ее решение.

Он может испачкаться

Что вы точно не сможете запретить ребенку? Конечно же, быть ребенком! И мы не можем отрицать, что малыши - жуткие грязнули. Они плескаются в луже, размазывают шоколад по одежде, качаются в песке и так далее. Не ругайте его за это, но если ваш ребенок на самом деле не любит пачкаться, поощряйте его.

Перестаньте контролировать на 100 % прием пищи

Самое главное правило детской диетологии: родитель решает, что его ребенок ест, а ребенок сам решает, сколько и как. Но у нас обычно все происходит по-другому, когда ребенок говорит, что есть больше не хочет, родители включают "хитрые методы", начинаются всем известные манипуляции в стиле "ложечку за маму, вторую за папу. " и так далее. Дайте возможность ребенку самому разобраться с тем, как и сколько есть. Пусть он трогает ее, кусает, нюхает.

Не запрещайте ему играть с едой

Еда - это не игра. Так считаются многие взрослые. И при этом мы все собираемся за столом, чтобы отпраздновать день рождения, свадьбу, мы ходим на свидания в ресторан. То есть для нас еда становится не обычным приемом пищи. Пока ребенок не потрогает еду, он вряд ли будет ее есть. Вашему чаду хочется самому исследовать последовательность, он привыкнет к странной еде и будет практиковать координацию "глаза - руки - рот". Многие родители говорят, что чувствуют себя счастливыми, когда дети едят руками, потому что это значит, что еда им настолько нравится, что у них нет времени разбираться со столовыми приборами.

Подведем итоги

Воспитание - сложный процесс. Вы думаете, что же запрещать, а что не запрещать ребенку. Но помните: чем раньше он научится принимать решения, тем лучше для него самого. Если вы не знаете, что делать, используйте простое правило. Ответьте себе на вопрос: "Почему я хочу сказать нет?"

А ваши дети прыгают на кровати?

Бесит меня. Ну, скажите, как? Как объяснить, что нельзя прыгать на кровати?

Почему нельзя?
Потому что во-первых, меня это раздражает.
Во-вторых, можно улететь и двинуться чем-нибудь об изголовье или рядом стоящую кроватку, что тоже уже происходило.
В-третьих, потому что вся кровать вверх дном становится - все белье, все подушки, покрывала как из одного места. (каждый день по сто раз благодарю девочек из СМ, которые меня своевременно отучили от глажки) - если б я по два часа еще наглаживала белье, а потом на нем такое вытворяли - у меня давно бы уже разрыв сердца случился. )
В-четвертых, есть реальный риск, что они ее рано или поздно сломают. Она же все-таки не железная.
В-пятых, у нас жуткий какой-то типа ватного матрас, который уже от их прыжков стал размером не меньше, чем 3х5 метров и теперь свисает со всех сторон, кроме тех, что прижаты к стенам. А после прыжков он практически весь оказывается на полу и загораживает проход

Короче: как мне их отучить от этого дела? Занять чем-то, отвлечь - не вариант: они прыгают при любой возможности: когда я мою посуду, готовлю или просто вышла на 2 минуты из комнаты.

Объясняла, ругала, наказывала - все без толку.

P.S. Каждый день вспоминаю свое детство и бабушкину кровать, на которой всегда красиво стояли подушки, накрытые ажурными накидушками. И на эту кровать нельзя было даже садиться днем, не то, что лежать на ней или, Боже упаси, прыгать. Вот как ей удавалось это до нас донести? Ведь реально знали, что нельзя: причем прекрасно помню, что никто не пилил, не наказывал. А как-то вот: раз и объяснили.

Или сейчас дети просто другие?

Или все-таки: фиг с ним - пусть прыгают? А что тогда с постелью и матрасом?

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"


Всем привет!
Вот честно скажу - накипело, наболело((((
Бесит меня. Ну, скажите, как? Как объяснить, что нельзя прыгать на кровати?
Почему нельзя?
Потому что во-первых, меня это раздражает.
Во-вторых, можно улететь и двинуться чем-нибудь об изголовье или рядом стоящую кроватку, что тоже уже происходило. Читать полностью

Построим каркасный дом вашей мечты

Каркасный дом с мансардой V083 "Онеонта"

Каркасный дом с гаражом V125 "Глассборо"

Каркасный дом с 3 спальнями V236 "Джорджия"

Каркасный дом с 4 спальнями V086 "Оденсбург"

Комментарии

Блиииннн, у вас их столько и никто не прыгает. Обалдеть

Машу и медведя дочки смотрят? Все оттуда))
Моя тоже любит прыгать, я ее учу - прыгай осторожно, чтобы не упасть)))

Мы то Машу еще не смотрим, всего год и 2 мес., но по носиться по кроватке - это святое, ходуном ходит

Не прыгают. Не знаю, почему. Просто как-то и не начинали.

мои железную сломали((( подпорки снизу посередине отвалились тоже терпеть не могу перевёрнутую постель

Вобще-то пригая на кровати ее можно сломать.Это главное что нужно обяснить ребенку. Моя сестра когда-то сломала.Ну и безусловно удариться.

мне кажется никак! у меня сестра поняла только когда кровать сломалась и железка ей в ногу впилась! хорошо ничего серьезного не повредила, но подействовало. Больше не прыгала.

Наша внучка прыгает. Только у нас не кровать, а диван. И у меня, и у дедушки, и у родителей. Прыгает везде. Не постоянно, конечно, но, когда хочется попрыгать, то прыгает. Диваны у нас большие, ей в самый раз места. Получается, как на батуте. На батут каждый день ходить не удается. А так - дома развлекается.

У нас можно. А те аргументы, которые Вы привели, это для нас неработающие аргументы. Для всех взрослых. Самое главное, чтобы не ударилась, но диваны мягкие.
Сейчас уже прыгает намного меньше, чем пару лет назад, взрослеет, находит другие занятия.

Это единственные два варианта.

А у Вас же их двое, Сережа, наверное, заводила в этих играх.

Ну, так занятие надо найти такое, чтобы они оба были заняты, а Вы в это время делами заняты. А сейчас они заняты тем, что прыгают на кровати.

Могу себе представить. Мы с братом росли вместе, у нас разница в полтора года, он старше, но там главный провокатор была я)))) А вот мои дети оба заводилы были, что сын, что дочь, у них тоже разница полтора года, один только подумал, второй уже воплощал. Внучка у нас одна пока.
Ищите выход. ТОлько вот это

вообще не аргумент.
Они же должны быть чем-то заняты. Они не могут степенно сидеть на диванчике, пока мама занята. Им тоже нужно быть в это время чем-то занятыми. Скорее всего, сейчас это могут быть только какие-то игры (ну, в силу возраста).
Удачи.

занятие надо найти такое, чтобы они оба были заняты, а Вы в это время делами заняты. А сейчас они заняты тем, что прыгают на кровати.

ну не знаю, вот например: я им разрешаю смотреть мультики только 1 час в день. И все равно: смотрят и прыгают одновременно(((

прежде чем требовать от детей дисциплины в каком-либо деле, вначале в это дело их нужно по-настоящему вовлечь

Мало, видимо, просто включить мультики. Нужно их настолько заинтересовать чем-либо, чтобы на прыгания не оставалось времени. А так, как вы написали, они не смотрят мультики, мультики лишь фон к прыжкам на кровати.

Марин, у меня когда-то было двое маленьких детей. погодки. Сейчас они выросли, сыну почти 30, дочери на днях исполнилось 28. И вот у меня есть одна внучка. Я точно знаю для себя, что если я хочу заниматься своими делами, которые важны для меня и совершенно неинтересны моим детям, сначала мне надо занять чем-то интересным для них их, а уж потом заниматься своими делами. Именно по этой причине, когда все лето у меня жила внучка, я занималась своими делами, когда она уже спала, а все остальное время мы читали, играли, рисовали, лепили, гуляли, вместе кулинарили. У меня никогда не было возможно иметь няню в доме, которая бы занималась детьми, а я в это время - своими делами.
Дети будут прыгать до тех пор, пока ты не найдешь для них другое занятие, которое настолько увлечет их, что они и не вспомнят об этой кровати, и она будет спокойно стоять, заправленная, с расправленным матрасом и одеялами-покрывалами. И делать это они будут по очень простой причине - им это интересно и очень, видимо, нравится.
Я же прекрасно понимаю, что ты работаешь дома, что тебе нужно для работы время, которое не подразумевает шумящих, прыгающих на кровати детей.

Но просто надо правильно расставить приоритеты, сделать выбор между тем, что для тебя важнее, в какое время. И все наладится.

Хотя, может, за это время, пока идет обсуждение, они уже перестали прыгать.

Наша принцесса чуть больше недели назад приезжала. Давно не была. Так, едва ли не самое первое, что сделали - разложили диван, чтобы было побольше места попрыгать.

Пусть у тебя там хоть как-то все с этими прыжками уладится уже.

Спасибо!
Да, я поняла, что если я хочу чем-то сама заняться, надо сперва им придумать занятие. Это ясно.
А вот у нас еще есть такое, что, например, надо спать укладываться - я стою с пижамой, жду, чтоб надеть им ее, а они скачут на кровати и не даются. Вот тут как быть?

Все зависит от ситуации.
У меня внучка сегодня приехала. Так и попрыгать успела, и пижаму надеть, и уснуть. Я просто достала ей пижаму, положила на подлокотник дивана и попросила, когда напрыгается, переодеться. Ксеня ответила мне, - Хорошо. Через некоторое время она уже в пижаме сидела просто на том же самом диване, на котором и прыгала.

Дочь не прыгала .
А вот внук . как только стоять научился и прыгает,и прыгает ((
Очень боюсь ,переживаю ,но бесполезно -все равно прыгает
Я сижу тогда рядом ,не ухожу ни на секунду .
Он хитрит -уходи,бабуля. Даня один пыгать будет !!

Ребенок убегает из кровати, как уложить спать?

У меня активный ребенок. Шилопоп. Даже, когда я пытаюсь организовать спокойное бодрствование перед сном, он не может усидеть на месте. Порой укладывание спать превращалось в скакание по кровати и выбрасывание из нее одеяла, подушек, сонной игрушки - всего что можно выбросить.

Как сделать так, чтобы даже самый активный ребенок спокойно засыпал в своей кроватке? Что делать, если во время укладывания малыш вскакивает и начинает бегать по квартире (если из кроватки можно вылезти) или бегать по самой кроватке (если это кроватка для малыша с высокими бортиками)?

Самое первое и основное правило: вводим ритуал на сон. Это повторение каждый день одних и тех же действий каждый раз перед сном. Цель ритуала: настроить малыша на сон. Ребенку трудно бывает переключиться с одного вида деятельности на другой. Только что он спокойно играл, и тут приходит мама и говорит, что нужно ложиться спать. Зачем? Ведь у меня все и так хорошо? Ритуал длится 3-10 минут. Чем младше ребенок, тем короче ритуал. С малышом можно ходить на ручках по квартире, желать всем спокойной ночи, вместе закрывать шторы и смотреть, что на улице ночь, петь колыбельную. Для деток постарше в качестве ритуала подойдёт уборка игрушек, можно укладывать спать кукол или мягких зверей. Все эти действия будут служить сигналом для ребенка о том, что скоро нужно будет ложиться спать. Он начнет расслабляться уже во время самого ритуала и заснуть будет легче.

Если вы читаете малышу сказки перед сном, то лучше читать старые истории , которые ребенок уже слышал и знает. Новые сказки могут вызвать бурную эмоциональную реакцию и малышу будет сложнее заснуть.

С этой же целью лучше исключить просмотр телевизора и прочих гаджетов за 1,5 часа до ночного сна и за час до дневного. Во-первых, голубой спектр излучения экрана разрушает мелатонин, гормон сна. Во-вторых, мультики или компьютерные игры - возбуждающе действуют на детскую психику. Лучше оставить такого рода развлечения на время активного бодрствования.

Ещё важное замечание про водные процедуры. У нас принято купать ребенка перед сном. Но некоторых детей купание не расслабляет, а наоборот - бодрит . Так, начиная купать сонного ребенка, по окончанию процедуры можно получить маленький ураган) Если эта история про вашего малыша, то купайте ребенка не позже 2х часов до сна.

В вечернее время и перед дневным сном - только спокойные игры. Никаких догонялок, щекотушек и прочего. Частая история, когда папа приходит с работы, и ребенок, который не видел папу весь день, радостно бежит к нему. Папа тоже рад. Они радуются очень бурно и весело. Укладывание на ночь превращается в сумасшедшие скакания и затягивается на длительное время. Пусть радуются с утра. А вечером спокойно читают книжку.

Для выработки мелатонина - гормона сна - затемняйте комнату хотя бы минут за 30 до ночного сна. Проводить ритуал можно уже при свете ночника.

Не допускайте переутомления ребенка . Это может сыграть с вами злую шутку. Казалось бы, ребенок устал и должен засыпать без задних ног едва коснувшись подушки. Но все работает наоборот. Переутомление вызывает выброс в кровь гормонов стресса : адреналина и кортизола. Под действием этих гормонов уснуть очень тяжело. Ведь организм начинает воспринимать ситуацию как опасную. А какой уж тут сон, если тебе угрожает опасность? И даже заснув, сон может быть беспокойным, с частыми просыпаниями и плохими снами. Поэтому, если выдался насыщенный день, то лучше укладывать спать немного раньше обычного времени, не забывая при этом о ритуале.

Если малыш вскакивает с постели, включает свет, играет своими игрушками , то меры должны быть более жёсткими. Действовать нужно из позиции родителя, авторитета . Вы взрослый человек. И вы знаете, что для вашего ребенка хорошо. Закрепите у себя в голове эту мысль: "Я главный, а он ребенок". Нужно создать для ребенка такие условия, чтобы он понимал, что дальше только спать . Что дальше не будет ничего интересного и развлекательного. Идёт играть? Значит перед сном нужно убрать все игрушки из зоны доступа . Включает свет? Отключите автомат во всей квартире, перекройте доступ к выключателям, выкрутите лампочки в конце концов. Открывает дверь и уходит из комнаты, значит нужно исключить такую возможность. Будьте уверены в своих действиях и спокойны. Задача, чтобы ребенок запомнил правила. Дайте ему столько времени на проверку правил, сколько будет необходимо. Стойте на своем, каждый раз спокойно укладывая его в кровать и объясняя, что пришло время спать и больше никаких игр не будет.

Когда мой сын скакал по кровати, я стояла рядом и просто держала его. Объясняла, что в кровати прыгать запрещено, что у нас в семье такие правила, что пришло время спать. Он, конечно, возмущался и требовал его отпустить. Когда убирала руки, он снова вскакивал и с диким смехом опять начинал прыгать на кровати. Снова укладывала его и держала. Малыш снова возмущался и не хотел с этим мириться. Наше противостояние длилось не больше 20 минут и только 1 раз. Конечно, проверки этого правила на прочность были ещё не раз и случаются по сей день. Но сейчас мне достаточно сказать ему, что прыгать в кровати запрещено, как он тут же спокойно ложится.

Что вам помогает быстро уложить ребенка спать? Или наоборот, может быть что-то мешает и укладывание затягивается?

Спасибо, что прочитали мою статью! Благодарю за лайки и комментарии! Подписывайтесь на мой канал;)

Разбор Пошагового плана Родительского спокойствия на примере с прыгающим ребенком на кровати

igry_s_malishom

Дорогие наши мамы, папы. Вчера я присылала вам Пошаговый план Родительского спокойствия.
За минувшие 24 часа его успело скачать 48 человек. Если вы пропустили — проходите по ссылке, изучите вводную статью, скачайте его себе и распечатайте первый лист. Он вам очень поможет:

А уже через 2 часа после публикации плана я получила интересное письмо с вопросом от нашей уважаемой читательницы Веры Алексеевны:

«Татьяна, когда я прочла описание ситуации, то отметила, что всё подмечено просто гениально, но при попытке выполнить 5-й и 6-й шаги по описанному случаю поняла, что я НЕ ЗНАЮ как это нужно было бы правильно сделать. Просьба — объясните возможное решение этой задачи с Вашей точки зрения. Вы можете, конечно же сказать: участвуйте в тренинге…
Но если можно, то сначала ответьте. На тренинг я и сама возможно запишусь (я — бабушка) и посоветую дочери, потому что проблема для нас актуальная«.

Вы знаете, я просто обожаю решать логические задачи в отношениях между родителями и детьми 🙂 Здесь я подключаю не только свою психологическую аналитику, но и «влезаю в шкуру» ребенка, его родителей, пытаясь понять эмоциональный компонент и проследить всю цепочку событий, которая привела к данному исходу ))). Я поняла, что у многих родителей возникают подобные вопросы, поэтому, как только вернулась с работы, ответила на это письмо.

Итак, вот мой ответ ниже:

Вера, Алексеевна, если я поняла правильно, Вы попытались найти источник проблемы (шаг 5) и решение ситуации (шаг 6) с прыгающим на кровати ребенком.
Если это так, для начала напомню с этого момента шаги:

Шаг 4: Проанализируйте проблемную ситуацию.
Шаг 5: Найдите источник проблемы.
Шаг 6: Найдите решение.

В подобных ситуациях источник проблемы чаще всего вытекает из анализа ситуации, т.е. из 4 шага. Поскольку в каждой семье
возможен свой вариант предыдущего развития событий, источник проблемы может оказаться разным.

Например, какие могут быть варианты из контекстной ситуации, которая предшествовала данному конфликту

Вариант 1: мама пообещала, что возьмет ребенка с собой гулять и отвлеклась на домашние дела. Ребенку стало скучно и он решил развлечься/привлечь внимание мамы…
Вариант 2: ребенок видел, как в цирке прыгают на батуте/или вспомнил, как сам прыгал на нем в парке. Веселые впечатления захотелось повторить…
Вариант 3: кровать во время прыжков здорово скрипит! А дух аж захватывает! Ребенку захотелось острых ощущений полёта.
Вариант 4: мама устала и ей страстно хотелось тишины, а кровать раздражающе скрипела, плюс нужно было бы следить за ребенком, как бы он не упал, не ушибся… а это означает, что прилечь не удастся…
Вариант 5: мама хотела, чтобы был порядок в спальне, а ребенок все смял и расшвырял, когда прыгал…
Вариант 6: мама спешила куда-то и она никак не могла найти нужную вещь, которая случайно оказалась под кроватью..

Дальше, я думаю, продолжить можно бесконечно )))

Во всех этих событиях источником проблемы может быть:

  • неправильно организованное время/режим
  • игнорирование детских впечатлений
  • отсутствие занятости ребенка при занятой маме
  • усталость
  • желание тишины в доме
  • спешка по делам
  • эмоциональная отстраненность от ребенка, неумение разделить его игры
  • незнание того, что ребенку, действительно, нужно
  • и т.д.

То, что мама проявила недовольство и не предложила приемлемую альтернативу, лишь настроило ребенка против нее. Как бы желая отгородиться от ворчащей мамы и досадливых замечаний — он накрывается покрывалом… «Ух… как здорово! Это ж еще круче! Дай-ка я попрыгаю!…»

Дальше Вы можете легко представить, как менялись мысли ребенка и мамы. Наверно, Вы сейчас уловите тот момент, что мама и ребенок во время коммуникации действовали в разных плоскостях, другими словами, говорили на разных языках.

Мама не разделяла восторга сына, а тот, в свою очередь, на своем детском уровне сознания (напомню, что его язык - это игра) не смог понять, почему мама запретила и накричала. Он страшно обиделся и почувствовал себя ненужным, нелюбимым. Ведь когда хорошо человеку, в т.ч. и ребенку? Знать, что ты не одинок, тебя любят и ПОНИМАЮТ. Вот этого как раз и не хватало маме в нашем примере и сильно осложнило отношения.

Далее, от чего зависит решение проблемного поведения.

Обычно уже из анализа контекста и отслеживания развития данного события, находится источник проблемы.

Затем, с учетом этих данных (см. ниже), мама может выстроить наиболее оптимальную позицию. Поэтому, когда проходим 6 шаг, мы учитываем свои ресурсы, т.е. что можем сделать сейчас и детскую психологию развития:

— возраст, пол ребенка (чем младше ребенок, тем меньше должно звучать нотаций, больше практических действий в связке с короткими пояснениями. Мальчики могут быть более упрямыми, чем девочки — это различие может проявляться ближе к 1,5-2 годам).

— уровень развития речи и мышления соответственно возрасту (т.е. у маленьких деток есть свое восприятие ситуации и оно с возрастом может сильно меняться; детям младшего дошкольного возраста, в отличие от старших, необходим другой подход и другой способ, как прервать нежелательное поведение.

Например, прыгающему двухлетке можно незаметно для него подыграть, например, порычать, как лев и шутя стащить его с кровати, переключив на ходу на более приемлемую игру — все это без пустых и не эффективных уговариваний. Или предложить поползать по квартире, объявив приз, кто быстрее доползет до кухни, к примеру.

Вариантов придумать смешное — масса 🙂 На игру дети гораздо лучше откликаются, чем на унылые и раздражающие родительские поучения.

Что касается деток постарше (примерно к 4-6 годам, здесь тоже может помочь игра, но как бы более взрослая, чаще всего по правилам, т.к. именно в этот период начинает развиваться сюжетно-ролевая игра. Например, мама может тоном заговорщика сказать:

«Сашутка, ты классно прыгаешь на кровати!… А спорим, ты не сможешь допрыгать на одной ноге из детской в коридор! Да ну? А покажи! Чур, правило: нельзя опираться о стенку! И правда, умеешь! Смотри, как я! Ой, я не умею…научи меня, как прыгать на одной ноге…»

И так диалог за диалогом незаметно переключается ребенок на другую деятельность.)))

А также, когда разбираем подобные «полёты» принимаем во внимание:

— уровень развития эмоционально-личностной сферы ребенка и мамы,
— доверие ребенка по отношению к маме и
— готовность мамы, в свою очередь, принимать ребенка таким, какой он есть, в безусловной любви.

Понятно, чем больше эмоционально отстранена мама от ребенка, тем ей бывает сложнее понять его внутренний мир. Но этому реально научиться, было бы желание и, конечно, любовь к сыну или дочке. Все решаемо, главное не пускать отношения на самотёк.

Педагог-психолог, семейный консультант и эксперт по детско-родительским отношениям. Автор семинаров, курсов и тренингов для родителей по детской практической психологии.

Читайте также: