Чужая жена и муж под кроватью достоевский о чем

Обновлено: 14.05.2024

Пояснение причин и обсуждение — на странице Википедия:К переименованию/22 декабря 2012.
Возможно, её текущее название не соответствует нормам современного русского языка и/или правилам именования статей Википедии.

Не снимайте пометку о выставлении на переименование до окончания обсуждения.
Дата постановки — 22 декабря 2012.

«Чужая жена и муж под кроватью» — рассказ Ф. М. Достоевского.

История создания

Рассказ «Чужая жена и муж под кроватью» возник из двух самостоятельных произведений: «Чужая жена» и «Ревнивый муж» (Опубликованы в 1848 в журнале «Отечественные записки»). Подготавливая в 1859 году двухтомное собрание сочинений, писатель объединил оба рассказа в один — «Чужая жена и муж под кроватью». В первой части были лишь незначительно изменены отдельные реплики, вторая же часть изменена существенно. В свой рассказ Достоевский перенес некоторые приемы водевильного жанра, в частности построение диалогом, изобилующих каламбурами. Заглавие же рассказа напоминает название популярных водевилей 1830-1840-х годов (например, Ф. А. Кони Муж в камине, а жена в гостях (1834)). Этими приемами Достоевский пользовался и в дальнейшем (например, «Дядюшкин сон»). Впоследствии Достоевский дал иную, углубленно-психологическую, трактовку темы обманутого мужа, в рассказе «Вечный муж» (1870).

Постановки

Рассказ неоднократно переделывался для сцены, например:

  • 1900 г. В. Стромилов («Ревнивый муж»)
  • 1912 г. С. Антимонов («Чужая жена и муж под кроватью»)

Рассказ был экранизирован в 1984 году режиссёром Виталием Мельниковым.

Ссылки

  • Литературные произведения по алфавиту
  • Рассказы Фёдора Достоевского
  • Рассказы на русском языке
  • Рассказы 1860 года

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Чужая жена и муж под кроватью (рассказ)" в других словарях:

Чужая жена и муж под кроватью — Чужая жена и муж под кроватью: Чужая жена и муж под кроватью рассказ Ф. М. Достоевского. Чужая жена и муж под кроватью фильм по рассказу Ф. М. Достоевского … Википедия

Крокодил (рассказ) — У этого термина существуют и другие значения, см. Крокодил (значения). Крокодил Крокодил. Необыкновенное событие, или Пассаж в Пассаже Жанр: рассказ Автор: Ф. М. Достоевский Язык … Википедия

1860 год в литературе — Годы в литературе XIX века. 1860 год в литературе. 1796 • 1797 • 1798 • 1799 • 1800 ← XVIII век 1801 • 1802 • 1803 • 1804 • 1805 • 1806 • 1807 • 1808 • 1809 • 1810 1811 • 1812 • 1813 • 1814 • 1815 • 1816 • … Википедия

Маленький герой — Жанр: рассказ Автор: Фёдор Достоевский Язык оригинала: русский Год написания: 1849 г. Публикация: 1857 г … Википедия

Записки из Мёртвого дома — Записки из Мёртвого дома … Википедия

Новелла — Эта статья в данный момент активно редактируется участником Ghirlandajo. Пожалуйста, не вносите в неё никаких изменений до тех пор, пока не исчезнет это объявление. В противном случае могут возникнуть конфликты редактирования. Данное… … Википедия

Записки из мертвого дома — Записки из Мёртвого дома Жанр: повесть Автор: Ф. М. Достоевский Язык оригинала: русский Год написания: 1860 1861 Публикация: 1860 1862 Записки из Мёртвого дома это произведение Фёдора Достоевского, состоящее из одноим … Википедия

Ползунков — «Ползунков», рисунки П. А. Федотова, Госиздат, 1928 … Википедия

Крокодил (повесть) — Крокодил Крокодил. Необыкновенное событие, или Пассаж в Пассаже Жанр: рассказ Автор: Ф. М. Достоевский Язык оригинала: русский Год написания: 1864 Публикация: 1865 Крокодил рассказ … Википедия

Бобок — Жанр: фантастический рассказ Автор: Фёдор Достоевский Язык оригинала: русский Год написания: 1873 г. Публикация: 1873 г … Википедия

Чужая жена и муж под кроватью

Фёдор Достоевский - Чужая жена и муж под кроватью

Сколько анекдотов начинается с фразы: "возвращается муж из командировки". Иван Андреевич (человек в годах), главный герой рассказа, не хочет дожидаться того момента, когда вернувшись раньше домой застанет свою молодую супругу Глафиру с любовником. Он хочет поймать её сейчас - немедленно! Даже если особых оснований подозревать жену у него нет. Он их обязательно найдет, а не найдет так придумает, а в целом, кому они нужны, эти основания и причины. Вот уж поистине - ревность бессилие человека. Тем более, если это такой человек, как Иван Андреевич. А если к этому прибавить, что герои ужасно нерешительный слюнтяй и размазня, то вообще становятся абсурдны и смешны его потуги изловить свою жену. И ладно бы он только себя выставлял дураком, но по сути он сам, собственными поступками, портит…

GalinaMertsalova GalinaMertsalova написала рецензию

3 июля 2022 г. 23:34

4 О ревности и изворотливости

В этом произведении можно познакомиться с другим Достоевским, написавшем так, что периодически можно хихикать. Само название уже говорит о чем это произведение. Чужая жена, муж, любовник - все герои мне показались смешными, а жена еще и изворотливой лгуньей, способной вывернуться из любой ситуации. Федор Михайлович поразил: очень коротко, легко и с юмором.

Кравченко Екатерина (ekaterinakravchenko06) Кравченко Екатерина написала рецензию

1 мая 2022 г. 11:30

5 Казус на казусе или Достоевский в своем репертуаре

Этот рассказ был первым маленьким произведением Достоевского, которое я прочитала. Здесь нет тех серьезных размышлений о жизни, о религии, как в большинстве романов Федора Михайловича. Но, тем не менее, характерные черты творчества, конечно, остались. Этот рассказ действительно можно назвать "казус на казусе". До чего, всё-таки, доводит ревность! Серьезное произведение серьезного автора. Но такое веселое! С радостью буду перечитывать.

AppelgateNurserymen

31 августа 2021 г. 23:09

4.5 Совсем не тот Достоевский

Такого Федора Михайловича я еще не читала. Во время прослушивания (слушала в исполнении Ефима Шифрина) улыбка не сходила с лица)) Достоевский описывает ситуацию, когда пожилой, но очень обеспеченный мужчина женится на молоденькой девушке (мол, знай наших). Так вот главный герой Иван Андреевич заподозрил свою молодую жену в измене и пытается ее выследить. Герои мне показались очень уж комичными. Кроме обманутых мужей и молодых жен есть еще и непонятно чей любовник, а вдруг именно жены Ивана Андреевича. В какие ситуации Иван Андреевич только не попадал. Даже врывался в темную комнату молодой женщины, но совсем не его жены :)) И тут - кто появляется на сцене? Правильно - муж молодой особы, и, понятное дело, тоже в летах. Куда же деваться Ивану Андреевичу? Конечно, под кровать!)) Но…

galinabulatova1954 galinabulatova1954 написала рецензию

20 ноября 2021 г. 15:04

4 Удивляющий Достоевский

Сразу уточню, что Достоевский - не мой писатель, именно из-за тоски и чувства безысходности после прочтения его произведений. Но, как соотечественница и, смею надеяться, образованный человек, просто хочу и обязана знать его произведения. С печатными книгами не задалось, поэтому стала слушать аудиокниги и дело пошло на лад! Прослушала "Преступление и наказание", сделала паузу, чтобы прийти в себя и взялась за "Чужая жена". Ну, что сказать. Будто не Достоевский, а проба пера начинающего писателя водевилей. Понравилось ли? Двоякое чувство - и забавно, смешно ( если забыть об авторе ), и оторопь и удивление - это Достоевский? В любом случае, не жалею, что услышала незнакомого Достоевского! А исполнение Шифрина добавило шарма этому произведению!

IrinaBurlakova

25 января 2021 г. 15:19

4 Чужая жена и муж под кроватью. Неожиданный Достоевский или куда может привести ревность.

А жены то под кроватью не было. Только муж и любовник. Ревнивый муж и неизвестно чей любовник.

С Федором Михайловичем у меня отношения сложные. Я его уважаю, как классика, но читать мне его сложно. Слишком много страдающих, все мрачно и депрессивно. Было. Всегда.До этого произведения.

Тут тоже есть страдающие, тот же ревнивый муж, страдающий от собственной ревности и любовник, который никак не встретится со своей дамой сердца. Да и мрачности в произведении хватает. Действие — то постоянно происходит в темноте. То на темной улице, то в темном парадном, а то и вовсе под кроватью. Но все выглядит так комично. Не до хохота, конечно, но улыбка с лица не слезала.

Не знаю насколько бы легко мне было читать этот водевиль, но слушать в исполнении Ефима Шифрина — сплошное удовольствие!

30 декабря 2020 г. 23:17

Я только недавно открыла для себя Достоевского совсем другого, не того, к которому привыкла в школе. Комичная ситуация в рассказе- хочется и смеяться и плакать одновременно. Такой ситуации конечно не мог придумать наверно никто другой, кроме Достоевского- надо же- двое прячутся под кроватью. И ведь не как в анекдоте, когда двух любовников убирают в шкаф- нет, во всем виновата ревность. Надо же до такой степени ревновать, что приставать к любому встречному, ошибаться этажом выслеживая жену и потом лежать под кроватью. Бедный Амишка, вот он то не виноват был. Диалоги просто прелесть. И если представить в лицах , да еще и разными головами- умора. Жаль, что это рассказ. Я не любитель рассказов,да и большое произведение наверно только выиграло бы по сравнению с малым. Хотя и это неплохо.

3 января 2021 г. 23:40

Ах, какой прелестный водевиль. Я слушала его в прекрасной начитке Ефрема Шифрина, что лишь добавило произведению красок, усилило приятное впечатление. Обычно не могу сконцентрироваться на аудиокниге, а тут случилось хорошее исключение.

Очень смешной рассказ, я постоянно хихикала и улыбалась. Считаю главным достоинством диалоги - такого я не видела нигде. Как их прочитал Ефрем Шифрин - гениально. Так достоверно передать голосом, интонацией, выражением характер персонажа, передать разницу в речи героев удается далеко не каждому чтецу. Конечно, тут стоит отдать должное и Достоевскому - его тонкая ирония достойна уважения. Очень рада, что неожиданно решила послушать рассказ, я получила удовольствие, а заодно и настроение поднялось. Единственный момент, который я не поняла и не приняла -…

6 января 2021 г. 20:51

3.5 Спойлер Ревность и скудоумие.

Как писал Уильям Шекспир: "Ревность - чудовище, само себя и зачинающее, и рождающее". И в этом небольшом водевиле хорошо показано, как это отвратное чувство заставляет главного героя попадать в самые непристойные ситуации.

Иван Андреевич - протагонист нашего произведения - весь текст пытается подкараулить свою жену, застать ее за изменой и призвать к ответу. Проблема заключается лишь в том, что сам Иван Андреевич - тот еще слюнтяй. С одной стороны, им движет праведный гнев оскорбленного мужа, с другой стороны, каждый раз встречаясь с потенциальными любовниками своей жены, он доходит чуть ли не до раболепия, словно тревожная собачонка, непрестанно лающая, но при этом ожидающая ласки и поглаживаний.

Из-за этого получается, что вся комедия сводится к тому, что Иван Андреевич постоянно…

Фёдор Достоевский - Чужая жена и муж под кроватью

Рецензия на рассказ Ф.М. Достоевского "Чужая жена и муж под кроватью"

Рассказ «Чужая жена и муж под кроватью» возник из двух самостоятельных произведений: «Чужая жена» и «Ревнивый муж» (Опубликованы в 1848 в журнале «Отечественные записки»). Подготавливая в 1859 году двухтомное собрание сочинений, Ф.М. Достоевский объединил оба рассказа в один — «Чужая жена и муж под кроватью». 1
Это одно из немногих сатирических произведений Федора Михайловича. Трагическое переплетается с комическим, характер героев автор показывает через бытовые диалоги, присутствует некое преувеличение действительности. Все это мы наблюдаем в данном рассказе. Все эти черты присущи данному рассказу.

Работа содержит 1 файл

Рецензия 1.doc

Рассказ «Чужая жена и муж под кроватью» возник из двух самостоятельных произведений: «Чужая жена» и «Ревнивый муж» (Опубликованы в 1848 в журнале «Отечественные записки»). Подготавливая в 1859 году двухтомное собрание сочинений, Ф.М. Достоевский объединил оба рассказа в один — «Чужая жена и муж под кроватью». 1

Это одно из немногих сатирических произведений Федора Михайловича. Трагическое переплетается с комическим, характер героев автор показывает через бытовые диалоги, присутствует некое преувеличение действительности. Все это мы наблюдаем в данном рассказе. Все эти черты присущи данному рассказу.

Произведение состоит из двух частей. И в первой, и во второй части с главным героем, человеком женатым и уже немолодым, происходят смешные, неловкие происшествия, порождением которых является ревность мужчины по отношению к жене. Во второй части автор дает герою другое имя, Однако, характер и одержимость чувством ревности не претерпевают изменеия, и во втором пожилом мужчине можно отчетливо заметить схожесть с первым.

Сюжету свойственна внезапность происходящих событий: все случсается очень быстро, неожиданно и курьезно.

В первой части Иван Ильич, изводя себя ревностью, пытается выследить «любовное логово» своей неверной супруги и сам того не подозревая.наталкиватся. по злой иронии судьбы на любовника своей благоверной. Действие разворачивается на улице. Иван Ильич (автор называет также его господином в енотах), лепетая что-то невнятное, просит молодого человека (Достоевский называет только его фамилию - Творогов) помочь ему определить место свиданий своей жены. Уже с середины диалога становится понятно, что несчастный Иван Ильич ведет очень вежливую прелюбострастную беседу со своим же соперником. О чем уже догадался юноша, а Иван Ильич, несмотря на очевидность фактов, в силу своей ничтожности и жалкости, не может себе самому в этом признаться. В конце сюжета, когда появляется супруга Глафира в сопровождении некоего незнакомца, Иван Ильич и его собеседник понимают, что оба оказались в неловкой ситуации и прекрасная дама ведет даже не двойную, а тройную игру. В иступлении пребывают оба: и Иван Ильич, и молодой человек. Глафира, однако, быстро находит выход из мрачного положения: придумывает занимательную историю, которая спасает ее казалось бы запятнанную репутацию. Иван Ильич так и не набирается смелости предъявить молодому любовнику обвинение и, раскланявшись ему, уезжает вместе со своей супругой.

Во второй части ситуация еще более комичная. Теперь местом, где разворачивается события ,является чужая квартира, куда Иван Андреич попадает по ошибке ,опять же ведомый чувством глубокой ревности. Желая поймать супругу « с поличным» на свидании в одной из квратир трехэтажного дома, наш герой врывается в спальну к незнакомой женщине и вынужден спрятаться под кровать, поскольку сзади слышатся шаги ее мужа, а попасть впросак Иван Андреич ох как не хочет. Под чужим супружским ложем он сталкивается с молодым человеком — нет, не с Твороговым из первой части — но тоже с неким франтом, который ошибся дверью, спеша на свидание на верхнйи этаж, и вынужден ждать подходящего момента в таком неудобном положении. Продолжение напрашивается само собой: седьмое чувство Иван Андреича снова привело его «под бок» к любовнику своей жены! Между товарищами по несчастью завязывается диалог в то время, как старый муж и дама ведут свои беседы. Заканчивается рассказ плачевно: Иван Андреич душит до смерти болонку хозяев, которая пытаясь разоблачить непрошенных гостей, полезла под кровать и начала лаять. Молодой любовник в это время ловит момент и убегает с «поля сражения». А Иван Андреич предстает перед судом хозяев дома. Где он должен пояснит причину его пребывания здесь. Снова в свойственнйо ему жалкой манере Иван Андреич опарвдывается и пытается пояснить курьзную ситуацию. Он до такой степени повержен, напуган и смущен, что еле подбирает слова , доводя старого господина и его жену до истеричспекого хохота. Пообещав новую собаку, наш герой удаляется из комнаты и. лицом к лицу сталкивается со своей супругой, которая спускается с верхнего этажа. Отчитав своего несносного мужа и обвинив его в безответственности, жена поведала, что давно его ищет по всему городу и хочет домой. Иван Андреевич покорно повинуется и снова многократно извиняется. Далее Достоевский предлагет читателю самому определить ход дальнеших событий.

Отзывы на книгу « Чужая жена и муж под кроватью »

Сложилось так, что первый роман моего любимого писателя я прочитала последним из его романов (т.е. после прочтения всех других). И это далеко не случайность. Долго отпугивала меня история героев «Бедных людей», о которой я урывками кое-что знала. Что же это за произведение? Чем оно отличается от зрелых романов Достоевского и насколько оно ценно само по себе?

По сути своего замысла "Бедные люди "- почти типичный диккенсовский роман, но с некоторыми важными особенностями. Во-первых, мощный психологизм. То, как построена переписка героев, то, что и как они говорят о себе — невероятно глубоко раскрывает эти типажи во всех их психологических особенностях, за чем довольно интересно наблюдать. Во-вторых, уже в этом романе Достоевский прибегает к своему фирменному символизму, переданному в данном случае на основе хронологии, имеющей четкую привязку к религиозной теме, и литературных реминисценций из произведений Пушкина, Лермонтова, Гоголя и многих других. Причем, именно они раскрывают героев наиболее любопытно, показывая подсознательные аспекты их личностей.

Роман очень меланхоличен, причем дурно меланхоличен именно по причине того, что речь идет о бедных, жалких и беспомощных людях. Нарочитые попытки привнести в него свет чистых христианских душ лично меня только раздражали, поскольку выглядели, увы, наигранными. Вообще, у меня есть теория по поводу "Бедных людей " и заключается она в том, что уже на тот момент Достоевский хотел писать о тех вещах и характерах, о которых он потом писал в зрелую пору своей карьеры, но в первом романе решил схитрить, дабы произвести впечатление на публику и критиков, что ему блестяще удалось. Так, уже в этом романе все строится на знакомых поклоннику Достоевского аспектах — детальное описание страшных страданий нищих, беззащитных и к тому же весьма глупых людей, мучениями которых писатель словно бы упивается; наличие темы о соблазнении честной девушки коварным развратником и злодеем. Тема эта, кстати, весьма фундаментальна в творчестве Федора Михайловича. Сколько раз после «Бедных людей» у него будут эти истории про честных несчастных девушек, которых домогаются немолодые богачи и развратники. Практически в каждом романе будут подобные герои.

Что в романе наиболее привлекательно- описание эмоций и переживаний героев. Это то, в чем Достоевский уже на ранних этапах своего творчества достиг абсолютного совершенства. Горячность этих персонажей, их искренность и чувствительность ясно прослеживаются в трагедии бедных людей. Сложный, потаенный внутренний мир героев, который лишь просвечивает в их поведении на людях, поистине интригует. Это очень глубокие персонажи. История невероятно трогательная и печальная до беспросветности, полная безнадежности и, определенно, на этом этапе творческого пути у Достоевского и формировались некоторые типажи, вроде умирающих чахоточных ( Покровский предтеча Ипполита ) или пьяненьких (Захар Петрович так похожий на Мармеладова ). Стоит сказать, что феномен бедных и несчастных людей в творчестве Достоевского огромен, упивался ли он их мучениями или же сострадал им, а персонажей подобного толка у него множество.

"Бедные люди " — очень литературное произведение, оно о людях пишущих и читающих, о книгах хороших и плохих, и о писателях хороших и плохих. Множество реминисценций из области литературы пронизывают этот роман насквозь. Идея представить истории героев через переписку была весьма удачной и воплощена поистине гениально. Рассказаны биографии персонажей, показаны их психотипы, характеры, эмоции, переживания— всё в этих письмах и всё подано невероятно профессионально и изящно, что говорит о том, что уже на этапе первого романа Достоевский был вполне состоявшимся гениальным писателем уровня Диккенса и Гоголя, которых в своем последующем творчестве он превзошел.

В конце-концов, «Бедные люди» оказываются историей о том, как ломается стойкость и самолюбие, как воплощается наяву пословица «Что, батюшка, честь, когда нечего есть?», упоминаемая и в романе. Варенька слаба перед тяготами судьбы и перед страхом смерти, она соглашается выйти за Быкова, героя крайне неприятного, обнаруживающего очевидные садистские наклонности. И выходит за него девушка, естественно, не по любви, а в каком-то слепом страхе бедного человека перед сильным и богатым. От того финал романа выглядит довольно странно, с одной стороны, формально счастливый конец — Варя выходит замуж за богатого человека и уезжает с ним от бедности, но с другой, характер Быкова описан достаточно ясно, чтобы читатель мог понимать, какая страшная судьба ждет героиню в замужестве. Заканчивается их с Макаром дружба, на том заканчивается и его жизнь, что читатель ясно предвкушает из текста последнего письма героя. По сути, такой финал показывает торжество Быкова, все вышло по его плану и отведав жизни в нищете, Варенька сломалась и продалась, предав даже и дружбу свою с Макаром. Уж лучше бы торжество смерти. Но такова история этих бедных людей — Вареньки Доброселовой и Макара Девушкина, даже фамилии которых ясно раскрывают их суть и незавидную участь.

«Бедные люди» вышли романом крайне достойным, живым, интригующим, обладающим тонким юмором, хотя и крайне депрессивным, воплощающим торжество безнадежности жизни бедных людей.

Читайте также: